Новости Самарской митрополии

31 Марта 2015

Сегодня корреспондент нашего сайта беседует с руководителем Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами Самарской и Сызранской епархии Русской Православной Церкви протоиереем Георгием Козиным, настоятелем самарского храма в честь Великомученика и Победоносца Георгия на площади Славы.

- Расскажите, пожалуйста, об Отделе по взаимодействию с вооруженными силами Самарской и Сызранской епархии. Когда началась его работа? Чем занимается Отдел ?

- В апреле 1994 г с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго и архиепископа (ныне митрополита) Самарского и Сызранского Сергия было подписано соглашение о сотрудничестве с Вооруженными Силами. В те годы не предполагалось, что священников когда-нибудь удастся ввести в штат, что они будут трудиться официально.

Поэтому, тогда все было выстроено на чистом энтузиазме. Войсковые священники делали это с пониманием того, что служа людям, мы служим и Богу, а наше общество состоит, в том числе, и из тех солдат и офицеров, которые нас защищают. Священники приезжали в воинские подразделения, представлялись и после этого читали лекции, в основном по славной историей нашего Отечества и его армии. Конечно, верующие были и тогда в воинских подразделениях: мусульмане, иудеи, но подавляющее большинство – православные. Поэтому обращение к Православной Церкви было логичным и последовательным.

И так 17 лет: на энтузиазме. Каждый священник проявлял добросовестность, поскольку люди чувствовали нехватку своих познаний в православной вере. Вскоре и общество стало потихонечку меняться, и Вооруженные Силы - не исключение. Слава Богу, наступил такой период, когда и высшее командование ощутило необходимость присутствия священников в воинских подразделениях. И в течение двух последних лет наши священники официально введены в штат.

- Сколько таких священников?

- Подразделения разделили на четыре округа: Восточный. Западный, Южный и Центральный. Наши воинские части, которые были в Приволжско-Уральском военном округе, теперь относятся к Центральному военному округу. Штаб находится в Екатеринбурге, а раньше управление Приволжско-Уральского военного округа находилось в Самаре, там где сейчас рсполагается штаб Второй армии.

Теперь о наших священниках. Третью бригаду окормляет отец Рустик Гизитдинов, двадцать третью бригаду отец Никита Степанов. Они выезжают на учения вместе с бригадами, разделяют все тяготы армейской жизни в полевых условиях.

-Случались ли выезды в зону боевых действий?

- В 2005 году ездили в Чечню. От нашего Отдела я, были и представители общественных организаций, Губернской думы, от военкомата. Мы сопровождали собранную в Самаре благотворительную помощь. Отвезли всё в 165-ю бригаду, которая тогда находилась в чеченском городе Аргун. Солдаты и офицеры были очень рады, что мы их поддержали в трудную минуту. И, конечно, мы тоже понимали важность этого дела, ведь если уж Церковь не подержит, то кто?

Военнослужащие там были в тяжелейшем положении: не хватало даже теплой одежды. Мы им привезли свитера, вязаные шапки, и всякие полезные мелочи - блокноты, тетради, ручки, конверты, чтобы писать домой. Разумеется, святые иконы, духовную литературу.

Доводилось там крестить ребят многих. Эта бригада была расположена на территории завода железобетонных изделий. Они там даже часовню выстроили, в которой мы совершали молебны и совершали Крещение.

Сейчас после сокращения из подопечных у нас остались третья и двадцать третья бригады.

- Можно о них подробнее? Не разглашая военной тайны?

Третья бригада - это спецназ, двадцать третья - мотострелковая. Есть еще подразделения в Рощинском, который раньше назывался Черноречье. Их окормляет отец Дмитрий Поляков - настоятель Никольского храма, выстроенного силами и пожертвованиями всего населения Рощинского. Люди очень радовались, что в конце концов могут помолиться о здравии и о упокоении своих родных и близких.

О. Димитрий в нижней части храма читает лекции, показывает фильмы на патриотическую тему, проводит беседы с солдатами и офицерами, со школьниками. Правда, этот священник в штат пока не введен.

Вот такие у нас подразделения: те, что на слуху. Их увеличения либо укрупнения пока не предвидится, поэтому большой нужды в новых священниках нет.

Другое дело Сызрань, где военное вертолетное училище, готовящее офицеров - вертолетчиков. Там такая необходимость налицо. Слава Богу, митрополит Самарский и Сызранский Сергий уже назначил ответственного, так что дело пойдет.

- При частях, где служат солдаты–срочники, есть хотя бы молитвенные комнаты?

- Обязательно. Это делается в первую очередь. Когда священник заступает, он организовывает такую комнату и библиотечку духовной литературы при ней. В этом году проведена акция «Подари книгу солдату». Силами всей нашей митрополии много книг было собрано, Мы их передали в торжественной обстановке Второй мотострелковой армии. Библиотеки серьезно пополнились литературой, которую солдаты могут в свободное время взять.

-И во многих воинских частях сейчас естьтакие комнаты?

- Везде. В Рощинском вообще прекрасная библиотека при храме, молитвенные комнаты. Кстати, там размещаются еще связисты, которых уже в течение 17 лет окормляет о. Дионисий Толстов.

- Были ли запоминающиеся случаи в практике Вашего Отдела?

- Вот такая ситуация. В храм зашел молодой человек в гражданской одежде. Он ждал священника. Представился, что из воинской части. Я спросил, почему он в «гражданке»? Он ответил, что вынужден был сбежать из части. Как так? Это же преступление? Он рассказал все, как было. Я непосредственно обратился в штаб армии, который тогда еще находился у нас, в Самаре, на улице Фрунзе. Разобрались. И солдатика просто перевели в другую часть, где он спокойно дослужил. А если б в церковь не пришел. Что тогда?

- Как военнослужащие воспринимают священника?

- Когда человек оторван от обычной жизни, он адаптируется не сразу. У него до этого все по домашнему было. Просто… А здесь - все по приказу…. И зарядка по приказу и прием пищи. Сложно себя переломить. На «гражданке» же он ведь не жил в таком послушании. И тут священник должен помочь. Особенно на исповеди. Да и так, в личной беседе. Есть, правда, призывники, которые не хотят слушать ни священника, ни командира. К ним приходится строгие меры применять. Жаль, что в современной армии отменили гауптвахту, она была хорошим инструментом воспитания. Хоть и жестким. Провинившийся сидел там двое – трое суток, от безделья томился и понимал, что все его проступки ничего хорошего не сулят. Было время подумать, и он менялся. А сейчас что: сразу в дисбат после повторного нарушения? Ну, слава Богу прислушивались, одумывались, исправлялись…

- Меняется ли обстановка в армии от того, что есть взаимодействие с Церковью?

- Безусловно. Отношения становятся иными. Офицерам мы объясняем, что вся культура отношений - от них. Когда командир меняется к лучшему, то солдат за ним тянется. Вот поэтому и те, и другие с нетерпением ждут воскресной службы. Они в храме как будто домой попадают. Условия-то домашние, в прямом смысле. Приехали с утра, исповедались, помолились, Причастились. После этого вкусный обед для них накрыт. Вкусно потому, что все по- домашнему приготовлено. А после этого и поговорить можно, фильм посмотреть. И получается, что день у ребят так наполнен, что для них после этого недели две-три служить уже не так тягостно. Многие, даже просятся. Мне отец Никита рассказывал, что один солдат его донял: «Я не крещеный, но возьмите меня в церковь, пожалуйста». Батюшка его конечно, взял. Присмотрится, а там, глядишь, желание появится и по-другому будет относиться к вере.

- То есть военнослужащие непосредственно к вам в Георгиевский храм приезжают?

- Да. В верхнем храме они молятся, а там, где крестильный храм, мы столы ставим, фильмы показываем, беседуем. Отец Никита потом их на колокольню заводит, город и заволжские берега показывает. Потом с ними на площадь выходит и об истории рассказывает. Мы их очень тепло встречаем, поэтому они все и рвутся к нам. Правда, за один раз мы не можем принять больше 25 человек. Поэтому они чередуются. Отец Никита в субботу вечером сам приезжает к ним в подразделение, приуготовляет их и сам готовится к Святому Причащению. Они вместе вычитывают всё правило.

- Участвуют ли священники в военных учениях?

- На Рождественских чтениях в Москве протоиерей Димитрий Смирнов, который раньше возглавлял Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, говорил так «В воинских частях должен быть из лучших священников лучший». Потому, на наших батюшках лежит очень высокая ответственность. Во–первых, солдаты и офицеры присматриваются как себя священник ведет, а условия армейские - не простые… Взять те же учения… Мне приходилось тоже ездить на них. Дважды я выезжал в лагерь «Тоцкий». С благословения владыки Сергия на базе военного автомобиля «Кунг» (ЗИЛ 131) был создан передвижной храм. Мы с этим храмом были на учениях. В лесу его разворачивали, как полагается, с маскировочной сеткой, и в нем служили Божественную Литургию. Приходили офицеры и солдаты, молились, исповедовались и причащались.

-Проводится ли специальное обучение военных священников?

- Для священников есть курсы в Москве. Были батюшки, которые даже не служили в армии. Поэтому, чтобы их лучше к такому служению подготовить, дать знания (особенно по военному уставу), для таких проводили особые курсы. После которых сдавались экзамены. Выдавались дипломы. Наш о.Никита Степанов ездил на эти курсы.

- Командиры воинских подразделений часто идут навстречу?

- Они все сейчас хотят, чтобы священники работали с военнослужащими. Знаете … Когда я в Чечню приехал, то там прозвучал вопрос со стороны: «Зачем это? Много разве верующих?» А один офицер ответил: «Здесь нет неверующих… Все верующие - когда в окопы попадают. Крещеный или не крещёный - сразу верующим становится…». Жизнь.. Грань… Всё… Испытание пришло… Тут уже любой задумывается, конечно…

Беседовала Алена Конавец