Новости Самарской митрополии

18 Марта 2015

15 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, день празднования Державной иконе Божией Матери, митрополит Самарский и Сызранский Сергий совершил Литургию святителя Василия Великого в храме в честь иконы Божией Матери «Державная» города Самары.

После крестного хода вокруг храма и причастия Высокопреосвященнейший Сергий совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

Затем Высокопреосвященнейший Сергий обратился к участникам богослужения с архипастырским словом: «Дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем, выносом Креста Господня и праздником иконе Божией Матери «Державная».

Образ Державной иконы Божией Матери был явлен в трудное время. В 1917 году в России совершился государственный переворот. Был взят Удерживающий - государь-император Николай Второй. Власть в стране захватили силы зла. И явление иконы Божией Матери «Державная» было не защитой людей от постигшей их напасти, а свидетельством их греха, отступления от веры.

Осмыслить те трагические события, когда пролились реки крови и пострадали миллионы людей, когда были разрушены сотни храмов, нам помогает христианское понимание страданий.

Что означают страдания, которые Сын Божий претерпел от рук человека? Чем глубже мы стараемся проникнуть в тайну страданий Бога на земле, тем более открывается нам смысл наших страданий, наш собственный крест. Вот и Крестопоклонная неделя призвана помочь нам понять значение искупительного подвига Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий.

Взять свой крест и следовать за Христом… Современный неверующий молодой человек сразу скажет, что это невозможно, поскольку он еще в здравом уме. А вот верующий православный человек, взирая на Крест Христов, проникаясь в смысл Голгофской жертвы, постигает смысл собственных страданий: они даются нам для нашего очищения. Христианское понимание страданий вооружает православного человека колоссальной духовной силой, делает его стойким и мужественным. Именно так воспринимали страдания святые мученики.

Если человек отторгает страдания как способ духовного самосовершенствования, то такой человек низвергается в пропасть греха.

Сегодня мир делится на сострадающих Христу и на злобствующих, на тех, кто винит во всех бедах Христа и Его Крест.

Шестиконечный крест с наклонной нижней перекладиной – один из древних русских крестов. Почему нижняя перекладина этого креста наклонена? Смысл этого изображения символичен и весьма глубок. Крест в жизни каждого человека служит как бы весами его внутреннего состояния, его души. Так было и в тот час, когда распинали Господа на Кресте посреди двух разбойников. Литургический 9-й час службы Кресту Господню сообщает нам, что один разбойник «тяготою на Христа» склоняет перекладину весов во ад. Другого разбойника, «освобожденного покаянием и словами Спасителя «Днесь со Мною будеши в раю», крест возносит в Царство Небесное.

Как ни парадоксально, именно в страданиях человек осмысливает свою жизнь. И задается вопросами: что же происходит со мной, кто я такой, какова моя цель в жизни? Господь дает человеку такую возможность – проникнуть в тайну Креста и понять смысл своего бытия и своих страданий. После этого человек просит, чтобы Господь даровал ему чувство покаяния…

Но это крестоношение Господь определяет по силам человека. И восполняет утраченные им, человеком, силы.

Крест – это наша победа, но это и наше поражение. Поражение – когда мы забываем Бога. Но в этом поражении у нас есть надежда – на искупительный подвиг Иисуса Христа, на Божественную правду, на Божественную благодать, которая всегда «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Надежда не посрамляет - человек реально чувствует и эту помощь, и водительство Промысла Божия в своей жизни. Больше того – человек прозревает в тайне искупления Богом и свое участие.

У нас есть надежда стать ближе к Богу, а через Бога и друг к другу. Стать чище и ощутить полноту радости Горнего веяния Божественной правды, которую мы все взыскуем. Человек, вкусивший сладость Горнего мира, уже неизменен. Он готов платить за эту, найденную им на земном поле своей жизни драгоценную жемчужину, великую цену.

Дай Бог, чтобы мы обрели эту жемчужину – веру православную. Обрели, сохранили ее, приумножили и приблизились к Богу. А приблизившись к Богу - познали самого себя и стали Его соучастниками в Его крестоношении.

С праздником!»