Новости Санкт-Петербургской митрополии

Состоялась конференция "Новые педагогические подходы в образовании и воспитании детей"

29 Сентября 2019
Международная конференция "Новые педагогические подходы в образовании и воспитании детей" прошла 28 сентября в Библиотеке имени братьев Стругацких. Организаторы - Санкт-Петербургская епархиальная комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства, благотворительные фонды "Добрый дом" (Санкт-Петербург) и "Школа диалога" (Польша) и объединение "Библиотеки Московского района".
Состоялась конференция "Новые педагогические подходы в образовании и воспитании детей"

Конференция представляет методику проекта "Школа для родителей и воспитателей", реализуемого в Санкт-Петербурге с 2014 года. В ней приняли участие педагоги, психологи, воспитатели, руководители детских учреждений и родители из Санкт-Петербурга, Калининграда и Польши.

С приветственным словом выступила директор объединения "Библиотеки Московского района" Светлана Гульчук. Ведущий методист Центральной библиотеки имени Константина Паустовского Наталья Бережная рассказала о программе семейного досуга, которая проводится в библиотеках: ее основу составляют любовь к чтению, патриотическое воспитание, рукоделие и воцерковление.

Директор Санкт-Петербургского института психологического консультирования Марина Архипова в своем докладе подчеркнула необходимость новых форм коммуникаций для нахождения контакта с детьми. При отсутствии внешних форм контроля - например, детских общественных организаций, регламентирующих правила поведения в социуме, педагог может опереться только на поиск личного контакта с ребенком.

"К этой конференции мы готовились почти год, - отметил председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев. - Для нас "Школа для родителей и воспитателей" - второй проект после "Супружеских встреч", а по актуальности и востребованности он не менее важен: ведь как нас никто не учил быть мужьями и женами в реалиях XXI века, отчего мы видим кризис семей и колоссальный процент разводов, точно так же нас никто не учил быть родителями, и мы повторяем со своими детьми ошибки наших родителей. Чувствуя свою беспомощность, мы часто обращаемся в Церковь, к священникам, но у них порой в семьях - те же самые проблемы".

За XX век дважды сменился тип общественных отношений - общество из аграрного стало индустриальным, из индустриального - информационным, к этому прибавились две мировые войны, революции, репрессии. Изменился социальный состав общества: в начале ХХ века большинство населения Европы, в том числе и Российской империи, составляли крестьяне, жившие в традициях патриархального общества, то в современном обществе объективно вырос образовательный уровень и профессиональные возможности женщин, а мужчины, напротив, несколько потерялись. Их основное преимущество - физическая сила - уже не столь востребовано в мире, где многие вопросы решаются нажатием кнопки. Раньше взрослые, особенно отец, были авторитетами в глазах детей вследствие как большего жизненного опыта, так и явного физического превосходства. Сейчас, когда люди работают на компьютерах, при этом электронные приспособления быстро устаревают, а дети оказываются более приспособленными к восприятию нового, авторитет взрослых в глазах детей уже не выглядит безусловным.

Как современным родителям взаимодействовать со своими детьми? Об этом - проект "Школа для родителей и воспитателей". Отец Александр подчеркнул, что, возможно, только сейчас становятся понятны слова апостола Павла, сказанные почти 2000 лет: "Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Еф. 6:4). "Учение Господне" - это учение Иисуса Христа о любви и принятии человека таким, какой он есть: "Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19:14), а греческое "μὴ παροργίζετε", в Синодальном переводе "не раздражайте", может быть также переведено как "не вызывайте гнев". Исходя из этого, воспитывать надо через любовь и принятие, через понимание и диалог, через учет чувств ребенка, а не через насилие, игнорирование и муштру, не через то, что может вызвать раздражение, обиду и гнев.

Пленарную часть завершили Ядвига и Марчин Прокопы, ведущие "Школы для родителей и воспитателей"в Кракове. Они рассказали о ведущих принципах методики - это диалог с ребенком, воспитание как путь к сердцу ребенка. Важно помнить о цели воспитания - взрастить зрелую, ответственную личность. Для этого взрослые устанавливают границы и правила, направляют ребенка, применяют принцип последствий вместо наказания и описательной похвалы. При этом уважают ребенка как отдельную личность, не применяя принцип власти взрослого, а обучая ответственности за принятые решения.

На мастер-классах по методике проекта участники рассмотрели темы подросткового возраста, ролевых установок и границ, принятия чувств. Протоиерей Александр Дягилев был одним из ведущих мастер-класса, и ему пришлось изобразить ребенка-пятиклассника, который пришел домой с ушибленной ногой, пятеркой по музыке и двойкой по математике. "Мы отрабатывали взаимодействие родителей с этим ребенком, и для меня самого, хоть я и был ведущим, было очень интересно погрузиться в свой почти забытый детский опыт, а заодно вновь глубоко осознать ошибки, которые потом я допускал в общении с собственными детьми. Стало понятно, что ребенок далеко не всегда нуждается в родительских наставлениях и нотациях, он часто и сам прекрасно понимает, что ему нужно делать, ему важно, чтобы его просто выслушали, не перебивая. Только ради этого понимания стоит участвовать в проекте", - поделился отец Александр.

Методика "Школы для родителей и воспитателей" - проживание участниками различных ситуаций через сценки и ролевые игры. Это позволяет получить собственный опыт переживания той или иной ситуации и сформировать свои педагогические и родительские подходы с учетом чувств и потребностей ребенка.

ИА "Вода живая",
28.09.19