Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошли Коломенские чтения

14 Мая 2019
Коломенские чтения на тему "Казенный Петербург" прошли 14 мая в библиотеке "Старая Коломна". Их вел преподаватель СПбДА протоиерей Константин Костромин. Приветствовала участников директор межрайонной централизованной библиотечной системы имени Михаила Лермонтова Яна Седельникова.

Имперская столица воспринималась многими как город чиновников. Эту тему развила в докладе "Храмы для чиновников" историк архитектуры и быта города Елена Жерихина. Она объяснила, что выражение "храмы для чиновников" принадлежит маркизу де Кюстину, и он имел в виду не культовые здания, а особняки и дворцы, превращенные при императрице Екатерине II в присутственные места. Прозвучал и рассказ о строительстве здания Сената и Синода, о домовой церкви Мариинского дворца.

Доклад профессора Европейского университета Владимира Лапина был посвящен отставным и служащим офицерам в гражданских ведомствах. В докладе "Казенный кошт. Императорский историко-филологический институт" Натальи Колышницыной речь шла о жизни и быте студентов и преподавателей института, располагавшегося в здании, ныне занимаемом филологическим факультетом СПбГУ.

Доклад протоиерея Константина Костромина был посвящен внешнему виду преподавателей и студентов духовных школ. Слово "мундир", на первый взгляд, не имеет отношения к Церкви. Но рясу вполне можно считать "мундиром духовного ведомства", и понятие "честь мундира" в данном случае вполне применимо. Но в докладе речь шла в основном об облике преподавателей, не имеющих священного сана, а также студентов, пока также его не имеющих.

"Духовная академия - аналог университета в духовной среде. Задача этого образования - в первую очередь воспитание, хотя и в прошлом, и в нынешнее время большое значение придается образовательному уровню будущих пастырей. Почему образцом для мундиров студентов духовных школ XIX века стали обычные гражданские мундиры? В этом предстоит разобраться", - отметил отец Константин.

По его словам, духовная академия была вузом казенного содержания, ее лично контролировал государь, и в названии было слово "императорская". Поскольку Церковь в Синодальный период стала одним из министерств империи, неизбежно возникала параллель церковного образования с гражданским. В гражданских учебных заведениях вводились мундиры для студентов - практически такие же ввели в духовной академии. Дело еще и в том, что для церковнослужителей, не имеющих сана, в Русской Церкви не сформировалась традиция внебогослужебной одежды.

Преподаватели в духовном сане приходили на лекции в рясах, поначалу - и в головных уборах, клобуках или камилавках. Но к началу ХХ веку века эта традиция изжила себя - головных уборов на лекциях не надевали.

Профессора духовной академии не в сане считались госслужащими, некоторые носили светские мундиры ведомств, в которых трудились до поступления в штат академии. На рубеже XIX и XX веков, отметил отец Константин, преподаватели не жаловали мундиры, ходили в светской одежде, и даже к одежде студентов строгие требования не предъявлялись. Тем не менее, форма у студентов была - она состояла из черного двубортного сюртука, пальто и фуражки. После перестройки студенты духовной академии стали носить подрясники, а сейчас во внешний вид студентов духовных школ снова возвращается китель.

На конференции также прозвучали доклады, посвященные теме чиновничества в театре, кинематографе, музейном деле, карикатуре и других сферах жизни.

ИА "Вода живая",
14.05.19