Новости Санкт-Петербургской митрополии

Митрополит Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском соборе

22 Апреля 2019
Вечером в Неделю 6-ю Великого поста, 21 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий молился за уставным богослужением в Казанском кафедральном соборе - вечерней и утреней Великого понедельника, которые совершил иерей Георгий Кобрин.

За богослужением также молились секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич и духовенство собора.

После мирной ектении на утрени тропарь "Се Жених грядет в полунощи" исполнили духовенство в алтаре, хор собора (регент - Олег Янковский), трио священнослужителей (протоиерей Андрей Герасимов, иерей Игорь Марчук, протодиакон Симеон Белецкий).

После чтения кафизм митрополит Варсонофий прочитал евангельское зачало о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Также в чтении содержались притчи о двух сыновьях и злых виноградарях.

После чтения трипеснца утрени Великого понедельника ексапостиларий "Чертог Твой" исполнили духовенство в алтаре, хор и трио священнослужителей.

В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.

С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поется "Аллилуйя" со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трех дней Страстной седмицы "Се Жених грядет в полунощи". Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает о Страшном Суде и призывает верующих к духовному бодрствованию.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях) (зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поется ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: "Чертог Твой вижду, Спасе мой" (реминисценция притчи о брачном пире).

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.

В греческих Церквах утреня Великих понедельника, вторника и среды называется "Утреней Жениха", в собственно понедельник из алтаря торжественно выносится и полагается посреди храма икона "Жених Церкви", изображающая Христа в терновом венце.

ИА "Вода живая",
21.04.19