Новости Санкт-Петербургской митрополии

Прошла конференция "Теология и педагогическая культура современного учителя"

11 Апреля 2019
Конференция "Теология и педагогическая культура современного учителя" прошла 10-11 апреля в Российском государственном педагогическом университете. После семинаров и мастер-классов, "круглого стола" о гуманитарном образовании в вузе и школе состоялось пленарное заседание. Открывая его, ректор РГПУ Сергей Богданов отметил, что не случайно форум проходит в педагогическом университете, и напомнил о труде христианского апологета и проповедника II-III веков Климента Александрийского "Педагог", где всеобщим Педагогом, Учителем назван Иисус Христос.

Советник аппарата полпреда президента в СЗФО Владимир Угрюмов, приветствуя собравшихся от администрации президента, отметил, что государственно-религиозные отношения находятся на высоком уровне, для их развития важна роль образования. От городской администрации участников и гостей приветствовал начальник отдела по взаимодействию с религиозными объединениями Владимир Иванов.

Приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия зачитал председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин.

"Радостно, что в Санкт-Петербурге проводится научно-практическая конференция, посвященная столь значимым темам - теологии и педагогической культуре, - сказано в послании. - Среда и мир ставят перед нами много задач. Мы должны противодействовать философии общества потребления, которая мощным потоком захватывает умы и сердца детей. Приобщение к нравственности, к богатству русской культуры поможет отвести их от дурного, привить им трудолюбие и любовь к Родине, уважение к старшим, научит творить добро".

"Предметы "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" необходимы для всестороннего развития учащихся, поэтому важно их совершенствование. Кто является примером для школьника? Часто это его любимый учитель. Высокая культура педагога, его любовь к предмету и к детям, способность найти ключ к сердцу каждого учащегося особенно важны на уроках ОРКСЭ и ОДНКР. Это залог благополучия страны, потому что страна, граждане которой хорошо знают и уважают свою культуру и традиции, надежно защищена даже в непростые времена", - подчеркнуто в послании митрополита.

Проректор РГПУ по науке профессор Лариса Цветкова посвятила доклад психологическому благополучию в современной школе. Она отметила, что концепту благополучия исторически предшествовал концепт здоровья, но за прошедшее столетие проблематика усложнилась, общее благополучие становится самым важным и сложным конструктом. Существуют три уровня благополучия - индивидуальный, уровень отношений и уровень среды, - среди условий для благополучия школьников - удовлетворение потребностей, реализация прав, доступ к ресурсам развития.

Ректор МАРХИ академик Дмитрий Швидковский в докладе "Теология, искусство и педагогическая культура современного учителя" продолжил тему благополучия, сделав акцент на благополучной среде. Он подчеркнул, что большую роль в процессе образования играет воздействие на молодого человека с помощью чувственного выражения вечных истин, к этому призвано изучение истории искусств, в частности, выдающихся произведений русской церковной архитектуры.

Председатель совета Научно-образовательной теологической ассоциации профессор Дмитрий Шмонин выступил с докладом "Педагогические университеты в Теологической ассоциации: перспективы подготовки учителей для современной школы". Одна из проблем общества - религиозная безграмотность, важно преподавать теологию в высшей школе, особенно в гуманитарной. Это необходимо при подготовке госслужащих. Важное направление развития теологии - совместное издание вузами учебных пособий.

В беседе с журналистами Сергей Богданов отметил, что в преддверие конференции РГПУ заключил договоры о сотрудничестве с религиозными организациями. Важнейшие направления - повышение квалификации педагогов - преподавателей ОРКСЭ, разработка новых учебников.

Дмитрий Шмонин подчеркнул, что теология - это и научная специальность, и предметная область, позволяющая лучше понять традиционные религии России. Теология - взгляд не со стороны, а изнутри, это глубокое понимание веры. Комплекс теологических дисциплин поможет тем, кто хочет преодолеть религиозную безграмотность. На вопрос, прекратятся ли нападки на теологию, в том числе со стороны научного сообщества, Дмитрий Шмонин ответил: "Это явление временное, но закончится нескоро. Психология, социология тоже прививались в обществе с трудом. Надо воспитать поколение, на это уйдет как минимум 20-30 лет".

Состоялась панельная дискуссия по вопросам "ОРКСЭ в школе: результаты десятилетия", "Теология и подготовка учительских кадров для ОРКСЭ/ОДНКНР". Модераторами выступили Дмитрий Шмонин, сотрудник Синодального ОРОиК диакон Герман Демидов и председатель епархиального ОРОиК иерей Илия Макаров.

Отец Герман отметил, что курсу "Основы православной культуры" исполнилось десять лет, он введен в 2009 году, но за это время сохранился его экспериментальный характер. Центральная тема курса - духовно-нравственное воспитание.

Опытом поделились ректор Курского государственного университета Александр Худин, заведующий кафедрой философии ЛГУ имени Александра Пушкина Михаил Смирнов, ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополит Московского, протоиерей Димитрий Лескин, профессор кафедры теории и истории педагогики РГПУ Антуанетта Козлова и другие.

Ректор РХГА Дмитрий Богатырев отметил, что опыт введения предмета ОРКСЭ в светской государственной школе указывает на множество проблем. Он предложил создание среды обитания через различные системы курсов, домов творчества, подчеркнул важность "теологии родительных падежей": например, теология культуры дает возможность использовать материалы всего гуманитарного цикла - вопрос только в том, чтобы подготовить необходимых специалистов.

Председатель отдела религиозного образования и катехизации Выборгской епархии протоиерей Игорь Аксенов указал на терминологическую неопределенность в российских образовательных стандартах. "В образовательных стандартах нет ясных критериев нравственности, не дан инструмент для воспитания нравственности, - отметил он. - Говорится только о "традиционных источниках нравственности", среди которых названы "Россия", "многонациональный народ", "семья", "наука", "искусство", "природа". Это вызывает множество вопросов. Как наука может быть источником нравственности? Она сама нуждается в нравственной оценке своей деятельности - например, в том, что касается биомедицинских технологий. Как может служить критерием нравственности искусство, особенно в эпоху постмодерна? Сомнительны с точки зрения источников нравственности и природа, эволюция. Эволюция - это борьба видов за существование, а все системы религиозной нравственности предлагают совсем другой критерий - любовь, особенно это касается христианства, призывающего любить даже врагов. Точно так же не могут служить критериями "Россия" или "многонациональное государство". Семья может быть носителем нравственности, но не ее источником. Источником нравственности является только Бог".

Отец Игорь предложил включить в разрабатываемую концепцию духовно-нравственного развития личности гражданина России свод нравственных императивов, который был сформирован с учетом нравственных норм всех традиционных религиозных систем. Он предложил следующие критерии нравственности: "Относись с благоговением к Богу и святыням и уважай верующих в Него", "Береги свою жизнь и жизнь других людей", "Люби свою семью и почитай своих родителей", "Дорожи своим Отечеством и будь верным ему", "Будь справедливым ко всем бедным и богатым, сильным и слабым", "Не обижай других ни словом, ни делом", "Не воруй", "Храни чистоту мыслей", "Относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе". Докладчик подчеркнул, что такой свод нравственных императивов дал бы необходимый инструментарий для педагогов в деле воспитания детей.

В заключительном слове Дмитрий Шмонин отметил, что ни теология, ни ОРКСЭ не должны находиться в "безвоздушном пространстве", а должны быть укоренены в культуре.

ИА "Вода живая",
11.04.19