Новости Санкт-Петербургской митрополии

Открылась выставка подписной иконы

26 Декабря 2018
Выставка подписных икон из коллекции Музея истории религии "Написал сей святый образ…" открылась 25 декабря на пятом этаже музея.

Иконы, имеющие подпись автора, - явление в истории русской иконописи довольно новое. Икона изначально не мыслилась как произведение индивидуального творчества, работа мастера рассматривалась как служение, молитвенное восхождение к Первообразу. До XVII века иконописцы свои произведения не подписывали, об авторстве некоторых икон сохранились лишь косвенные сведения в летописях, монастырских хрониках, других документах. В XVII веке под влиянием идей Нового времени меняется и отношение к художественному творчеству, в том числе и к иконописи. Икона постепенно обретает автора, а подпись иконописца выступает своеобразной "гарантией качества". Проводником новых идей становится иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля. В 1710 году император Петр Первый издал указ о необходимости подписывать свои произведения с указанием даты, однако большая часть написанных в нашей стране икон по-прежнему оставалась безымянной. Несмотря на обилие документов, письменных источников, воспоминаний, о многих иконописцах XVII-XVIII веков осталось крайне мало сведений - иногда только подпись на самой иконе.

"Более десяти лет мы работаем над подготовкой издания каталога подписных икон из нашего собрания, - рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела православия Ольга Коробко. - У нас самое большое собрание подписных икон в стране - более 450 произведений 170 авторов, с конца 1690-х по 2016 год. Проделав большую работу по каталогизации этого фонда, мы, естественно, захотел показать результат. Здесь выставлено не так много, всего 88 экспонатов. Мы показываем лучше всего сохранившиеся и наиболее значимые с исторической и художественной точки зрения произведения - или произведения тех иконописцев, чьи имена очень редко встречаются, ведь некоторые авторы известны только по двум-трем произведениям. Каждая икона из представленных здесь - это памятник искусства. У авторской иконы нет собственной истории, она вписана в историю искусства. Многие вещи экспонируются впервые: мы о них говорили, писали, но не показывали "живьем". Некоторые иконы только что отреставрированы, а некоторые представлены даже в процессе реставрации".

В экспозиции представлены произведения мастеров Оружейной палаты, продолжавших те же традиции иконописцев XVIII в., иконы "живописного стиля" XVIII-XIX веков, памятники старообрядческой культуры московской и невьянской мастерских, иконы мстерских и палехских иконописцев, произведения современной иконописи. Иконы из самых различных материалов и в разных техниках - не только на темпера на дереве, но и масло на холсте; есть иконы на металле, есть мозаичные.

19 марта 1901 именным Высочайшим указом был образован Комитет попечительства о русской иконописи. В 1902 году были открыты иконописные школы в Палехе, Холуе, Мстере и Борисовке Курской губернии. Ученические работы из этих мастерских также представлены на выставке. Некоторые вещи - копии. Одна из таких работ - икона святого Илии Пророка - написана Павлом Кориным, впоследствии известным советским художником.

Как рассказала Ольга Коробко, коллекция русской иконы продолжает пополняться: канонизируют новых святых, идет выработка новой иконографии. Завершают хронологический ряд на выставке работы молодого петербургского иконописца Георгия Панайотова.

Выставка открыта до 26 февраля.

ИА "Вода живая",
25.12.18