Новости Санкт-Петербургской митрополии

Состоялась конференция "Царское столетие"

20 Ноября 2018
Конференция "Царское столетие", организованная издательским советом Санкт-Петербургской епархии, состоялась 20 ноября в Синем зале епархиального управления.
Состоялась конференция "Царское столетие"

Открывая конференцию, председатель издательского совета епархии игумен Силуан (Туманов) напомнил, что нынешний год - год столетия гибели святых царственных страстотерпцев и 150-летия со дня рождения императора Николая II.

"Промчался 2017 год, когда мы отмечали столетие трагических событий, произошедших с нашей страной, близится к концу 2018-й - год столетия гибели царской семьи, - сказал руководитель отдела по связям с религиозными объединениями при администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов. - Мы не успеваем осмыслить эти не теряющие актуальности, по-прежнему кровоточащие даты. Без взаимопонимания по этому вопросу трудно, думаю, достигнуть взаимопонимания и по другим важным вопросам, которые касаются не только прошлого, но и будущего нашей страны. Эта встреча снова подтолкнет нас к анализу прошлого, надеюсь, мы найдем возможность донести до общества тексты лучших докладов, которые здесь прозвучат".

Игумен Силуан (Туманов) огласил обращение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия.

Писатель Евгений Лукин в своем выступлении рассказал о том, что в 1840 году в Санкт-Петербурге начал выходить православный журнал "Маяк" (полное название "Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов, русских и иностранных", с 1842 года - "Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в духе русской народности". - Прим. ред.). Этот журнал был подвергнут травле либеральной общественности, поэтому выходил всего четыре года. Но труды по его изданию все же не были бесплодными: один из читателей этого журнала, офицер Лев Кавелин, через некоторое время оставил службу в армии и стал послушником Оптиной пустыни, а впоследствии архимандрит Леонид (Кавелин) стал наместником Троице-Сергиевой лавры. К 1917 году, отметил докладчик, антимонархические настроения стали поголовным поветрием. Духовенство в основном поддержало Февральскую революцию. Генерал Алексеев, на помощь которого государь рассчитывал, предал царя. Евгений Лукин напомнил знаменитую фразу в дневнике императора на следующий день после отречения: "Кругом измена и трусость, и обман". Государь и его семья достойно прошли весь крестный путь. Евгений Лукин рассказал, что недавно посетил русское кладбище в Белграде и узнал, что одного из эмигрантов, умершего в Белграде, эмигрантское сообщество запретило хоронить на этом кладбище, и он был похоронен далеко от его ограды - это был генерал Алексеев.

"Нетрудно заметить, что в самом названии темы нашей встречи заложена намеренная провокативность, потому что прошедшее столетие меньше всего можно назвать царским, скорее наоборот, - отметил в своем выступлении отец Силуан. - Весь ход истории России за прошедшие сто лет подчеркнуто отходит от царского наследия. Народы России ищут новые пути развития, базирующиеся на иных ценностях и идеалах. Однако память о последнем русском царе и членах его семьи не уходит из сознания русского народа окончательно. Царя не забыли. И это заметно сегодня по тому накалу страстей, который сопровождает упоминание о последнем русском царе в СМИ, в кинофильмах, в публикациях. Оценки правлению Николая II даются самые неоднозначные. Человека, давно ушедшего из этой жизни, до сих пор укоряют, поправляют, упрекают за слабоволие, за политические и кадровые ошибки. Кто-то наоборот, превозносит Государя как образец православного политика и видит причину всех российских проблем во внешнем влиянии. И у каждой позиции своя аргументация, свои факты, свое видение истории. Это уже давно вопрос идеологии, а не фактологии, поэтому единого мнения не может быть по определению".

Отец Силуан подчеркнул, что странно называть "слабым" правителя, который правил 23 года и при котором государство достигло невиданных прежде успехов. Кроме того, похожие процессы шли и в других государствах, в той же Германии, правителя которой меньше всего можно назвать "слабовольным", зависимым от мнения супруги или советников.

По мысли отца Силуана, современное российское общество должно избегать крайностей в оценке прошедших событий. Царская тема не должна приводить лишь к воспоминаниям об одном царе: вспоминая царя, не нужно забываем о тысячах простых людей, пострадавших в России в начале ХХ века.

Рассматривая первые десятилетия советской истории, вне зависимости от оценки правления последнего царя, мы видим, что свержение царя привело к Гражданской войне и репрессиям: "Поэтому главная наша задача - осознать причины, которые привели к братоубийственной войне, и приложить все усилия, чтобы подобное в истории нашего Отечества не повторилось никогда".

Отец Силуан призвал к созданию исторических публикаций, книг, фильмов, ставящих своей задачей не прославить или опорочить конкретное историческое лицо, а беспристрастно изучить и предложить людям факты.

Историк Михаил Шкаровский рассказал, что тридцать лет занимается темой царской семьи: все началось с того, что режиссер Карен Шахназаров обратился в Российский государственный исторический архив, когда снимал фильм "Цареубийца". В то время была в ходу гипотеза, что высшее руководство непричастно к расстрелу семьи Романовых, что это решение было принято исключительно местными властями. Были найдены документы, подтверждающие, что это не так.

В свое время Троцкий настаивал на суде над "бывшим императором", Ленин не возражал, но считал преждевременным. Уральские большевики были за немедленный расстрел. Комиссар Голощекин 4-10 июля ездил в Москву, ему отказали в расстреле без суда, сказали, что суд будет. Но Белая армия приближалась к Екатеринбургу. Сохранилась телеграмма Голощекина и Сапарова Зиновьеву с предложением, если суд провести невозможно, расстрелять царскую семью. Зиновьев переслал телеграмму Ленину и Свердлову. Был ли ответ, или ответом было молчание, принятое Уральским облсоветом за согласие, мы не знаем. Но Москва в любом случае была в курсе.

Михаил Шкаровский коснулся в своем сообщении и вопроса канонизации последнего русского императора и его семьи РПЦЗ. Тогдашний предстоятель РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) был против, и прославление произошло только в 1960-е годы.

Заведующая библиотекой Голицына - сектором Библиотеки имени Владимира Маяковского - Елена Конюхова рассказала о редких книгах, посвященных царской семье, которые находятся в фонде библиотеки, в частности, о книге "Обезьянья революция", созданной сыном врача-страстотерпца Евгения Боткина Глебом для царских детей, в первую очередь - для цесаревича Алексея. Рукописная книга оказалась в Америке. Дочь Глеба Боткина передала ее в Библиотеку Конгресса. Она вышла огромным тиражом 35 тысяч экземпляров, но стала библиографической редкостью. На русском языке не выходила. Елена Конюхова призвала издательства вступить в переговоры с Библиотекой Конгресса.

Член Русского географического общества Владимир Дервенев отметил, что императору солгали, чтобы заставить его отречься от престола: отнюдь не все офицерство и не все духовенство было за отречение.

По итогам конференции была принята резолюция, в которой подчеркивалось, что при обсуждении царской тематики необходимо избегать крайностей в оценке прошедших событий, не навешивать ярлыки. Необходимо избегать крайностей, одной из которых является царебожие, а другой - замалчивание национальной трагедии - гибели сотен тысяч наших соотечественников, убитых своими братьями ради недостижимых идеалов. "Трезвость и стремление к миру и согласию в обществе - это естественная для православного христианина позиция".

Состоялись презентации новых изданий, в том числе книги Святейшего Патриарха Кирилла "Верные Господу. Царская семья" и сборник проповедей митрополита Варсонофия "О пользе здорового духа для здорового тела", издана обществом памяти игумении Таисии.

Завершили конференцию экскурсия по музею новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской епархии и посещение Воскресенского Новодевичьего женского монастыря.

ИА "Вода живая",
20.11.18