Новости Санкт-Петербургской митрополии

"Учиться любви"

26 Ноября 2017
Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе
В Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоуста, 26 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Смольном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, архимандрит Серафим (Шкредь), настоятель протоиерей Петр Мухин с клиром и другие священнослужители.

Среди молящихся был спикер Заксобрания Вячеслав Макаров.

За богослужением клирик Сампсониевского собора диакон Максим Позоров рукоположен во пресвитера, чтец храма Рождества Иоанна Предтечи (Чесменского) Евгений Смирнов рукоположен во диакона.

"Сегодня мы слушали притчу о милосердном самарянине (Лк. 10:25-37), в которой Господь еще раз учит нас, как относиться друг к другу, - сказал владыка в проповеди. - Прологом этой притчи был вопрос одного законника: "Что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" В то время люди задавали такие вопросы. Мы такие вопросы не задаем. А в то время законнику пришло в голову у Христа спросить, что делать, как жить. Спаситель на этот вопрос тоже ответил вопросом: "Что написано в Законе? Ты же законник, должен знать!" Законник действительно знал и ответил: "Возлюби Господа Бога своего всем сердцем, всей душою - и ближнего, как самого себя". И спросил: "А кто мой ближний?" Дело в том, что иудеи считали ближним только соплеменника. Если же ты другой крови, ты не враг, но и не ближний. Господь, чтобы расширить понятие о ближнем, как раз и рассказывает эту притчу".

"Многие были в Израиле и знают дорогу из Иерусалима в Иерихон, - продолжил архипастырь. - Сейчас она асфальтированная, расстояние - всего сорок километров, и автобус быстро по ней проходит. Но раньше дорога шла через горы и долины, где скрывалось много разбойников, и люди поодиночке по ней не ходили, собирались в группы. А некий человек по какой-то причине шел один, и на него напали разбойники, все у него отобрали, жестоко его избили и бросили у дороги. И надо было этим путем идти священнику и левиту - Господь специально привел в пример людей, уважаемых в иудейском обществе. Священник даже не приблизился к лежащему человеку и прошел мимо. По Закону иудейский священник не мог прикасаться к мертвому телу, чтобы не нарушить ритуальную чистоту. Левит, сказано в Евангелии, подошел и посмотрел - у него такого запрета нет. Но, наверное, подумал, что этот человек все равно умрет, если уже не умер, помочь ему невозможно - и пошел дальше. И вот, идет третий человек - самарянин. Иудеи самарян не то что не уважали, а просто презирали. Во время Вавилонского плена, когда всех мужчин увели, женщины вступали в брак с людьми из других племен. Так возник народ самарянский. У них была своя святыня на горе Гаризим, они поклонялись Единому Богу, чтили Закон Моисеев. Но иудеи их гнушались, потому что они нарушили чистоту крови, в них текла кровь язычников. Так вот, самарянин подошел к человеку, лежащему у дороги, омыл и уврачевал его раны, привез его в гостиницу. Он дал хозяину гостиницы два динария и сказал: "Если ты больше на него потратишь, я скоро вернусь и доплачу тебе". Господь спросил законника, кто из троих может считаться ближним пострадавшему человеку. Законник даже слово "самарянин" произнести не может и говорит: "Тот, кто оказал ему милость". - "Иди и поступай так же".

"Эту притчу Господь относит ко всем нам. Мы тоже часто не видим ближних в людях, которые нам встречаются. Как стяжать дар любви? Как любой плод, он должен вырасти, - подчеркнул владыка. - Надо посадить семя, ждать, когда вырастет дерево и на нем появятся цветы, а затем - плоды. Так и любовь - это дар Божий, но ее надо взращивать. Апостол Павел говорит: "Если я не имею любви, я ничто" (1Кор. 13:2). Начинать выращивать любовь надлежит с родных. И первые, кого надо любить, - это наши родители. Дальше - это наши дети. Прямая обязанность родителей - любить детей. Плохо, когда нет любви между детьми и родителями, братьями и сестрами. Родственная любовь - плотская, но она должна быть. Есть еще духовная любовь. С кем у нас духовная связь? С крестным или крестной, с духовником. А дальше любовь должна распространяться на всех людей, которые находятся рядом с нами. Раз человек нам встретился, значит, Господь для чего-то послал его нам. Надо посмотреть, в чем он нуждается, чем ему можно помочь".

"Нужно выполнять просьбы, а иногда и не ждать, когда попросят. И никогда не жалеть, что оказали милость, потому что эту милость принимает Христос. В одном прологе я читал рассказ о монахе, которого нищий попросил отдать ему плащ. У монаха было два плаща: один старый, другой, в шкафу, новый. Он отдал нищему старый плащ, но когда нищий вышел, подумал: "Нехорошо, что я отдал ему худший плащ, а себе оставил лучший". Догнав нищего, он отдал ему новый плащ, а старый забрал. Прошло какое-то время, монах пришел в город и увидел женщину, которая ходила в его плаще. И узнал, что плащ продал ей нищий. Монах расстроился, что отдал такой хороший плащ, а нищему он оказался не нужен. Но во сне ему явился Господь и сказал: "Ты дал плащ нищему, а Я его взял Себе". Монах успокоился. Никогда не надо давать по принципу: "На тебе, убоже, что мне негоже". Надо отдавать лучшее. Мы такое делать не умеем, а надо учиться. Поэтому давайте учиться любви, о которой нам Господь рассказывает в притче, и будем примером для людей, которые нас окружают, потому что выше любви ничего на свете нет. Все пройдет, а любовь останется и пойдет вместе с нами", - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Поздравляя новорукоположенных клириков, он сказал: "Сегодня Господь оказал вам великую честь, призвал на служение, чтобы вы приносили Жертву у Престола Господня, молились за народ Божий. Надо постоянно заботиться о своем образовании, не удовлетворяться тем, которое вы уже имеете. Учиться у опытных священников, как созидать церковную общину, строить храмы. Укрепляться в вере, мужественно переносить искушения, которых будет много на вашем пути. Надеюсь, что Господь, взирая на ваш труд, будет помогать вам духовно возрастать".

Владыка поблагодарил протоиерея Петра Мухина за труды, которые он несет, и выразил надежду, что Смольный собор станет настоящим студенческим храмом: "Надо, чтобы студенты полюбили этот собор, ходили сюда, венчались здесь, крестили детей. Думаю, так и будет, если мы будем молиться".

Настоятель подарил правящему архиерею Касперовскую икону Божией Матери.

Смольный (Воскресения Словущего) собор был заложен в 1748 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Автор проекта комплекса, включающего храм, монастырь и институт для девушек дворянского происхождения, великий зодчий Франческо Растрелли, не успел завершить постройку. С 1762 года строительство шло под руководством Юрия Фельтена. Открытие Смольного института благородных девиц состоялось в 1764 году, собор же был достроен Василием Стасовым и освящен в 1835 году. В советское время из него были изъяты ценности, в 1931 году он был закрыт. Позже здание вошло в состав музея истории города, в нем разместилась экспозиция "Ленинград сегодня и завтра". В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, впоследствии вошедший в комплекс ГМП "Исаакиевский собор". 24 мая 2009 года в храме впервые в постсоветское время был совершен молебен, а 7 апреля 2010 года была совершена Божественная литургия. В правом приделе установили временный иконостас, начались ежедневные богослужения. 25 января 2016 года, в день святой мученицы Татианы, собор был передан епархии и стал главным храмом всех учебных заведений Санкт-Петербурга.

ИА "Вода живая",
26.11.17