Новости Санкт-Петербургской митрополии

Лекция иерея Илии Макарова прошла в Мариинском театре

9 Ноября 2017
Первая лекция из цикла "Сакральная музыка русской культуры" прошла 8 ноября в зале Щедрина на Новой сцене Мариинского театра. Автор цикла - секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

Лекция называлась "Таинственная музыка русских композиторов", и сопровождало ее выступление женского хора Санкт-Петербургской митрополии под управлением Игоря Матюхова.

Отец Илия выразил благодарность художественному руководителю Мариинского театра Валерию Гергиеву за предоставленную возможность выступить в стенах прославленного театра. Говоря о смысле названия лекции, он подчеркнул, что ударение в слове "таинственная" нужно ставить на первом слоге, поскольку речь идет не о тайне, а о церковном Таинстве.

"Таинство - центральный момент в богослужении. Музыка в храме - это не фон и не украшение, она должна подчеркивать подчиненность церковной жизни Таинству", - отметил отец Илия.
Большинство музыки, прозвучавшей на лекции-концерте, было написано в ХХ веке: на этом материале интереснее всего проследить, как композиторы сохраняли традиции богослужебного пения, что нового они в эти традиции привносили. В программе прозвучали песнопения на музыку Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Александра Третьякова, Павла Чеснокова, диакона Сергия Трубачева и других. Отец Илия подчеркнул, что музыка, сопровождающая богослужение, погружает нас в определенное состояние, но это не значит, что она нас "программирует": Бог дал человеку свободу, и реакция человека зависит от чистоты его сердца.

Но первым хор исполнил песнопение XVII века "Достойно есть". Особый интерес заключается в том, что автор этого песнопения - царь Феодор Алексеевич. Отец Илия рассказал о том, что музыка, сочиненная царем Феодором, очень популярна и поныне, множество раз подвергалась гармонизациям.

Не мог отец Илия не коснуться и истории появления в храмах Русской Православной Церкви женских хоров. Он рассказал, что вплоть до XIX века женское пение сопровождало богослужения только в женских монастырях. Появление женских голосов в приходских храмах - заслуга композитора Александра Архангельского (1846-1924).

Программа лекции-концерта соответствовала чинопоследованию Литургии: отец Илия объяснил, что "Херувимская" напоминает нам о пении ангелов, а "Милость мира" предваряет Причастие - момент соединения человека с Богом. Лектор отметил, что обычно "Милость мира" в концертах не исполняется, только в храме, но здесь, с просветительской целью, было сделано исключение.

Говоря о соединении человека с Богом в Таинстве Причащения, священник обратил внимание, что ветхозаветные Адам и Ева, поддавшись на обещания змия, что они "будут как боги" (Быт. 3:5), вкусили запретный плод, и ни к чему хорошему это не привело. Но новозаветный человек действительно может обожиться, потому что это происходит не вопреки воле Бога - Бог Сам идет навстречу человеку.

Завершило программу исполнение песнопения "Достойно есть" на музыку Петра Чайковского:"Невозможно не вспомнить этого композитора в этом городе, - сказал отец Илия. - В восприятии многих Чайковский - сугубо светский композитор. Но не поленитесь, послушайте запись его "Литургии Иоанна Златоуста" - и вы почувствуете простоту и чистоту этой музыки".

Следующая лекция иерея Илии Макарова состоится 13 декабря.

ИА "Вода живая",
08.11.17