Новости Санкт-Петербургской митрополии

Представлена выставка "Русский стиль"

24 Мая 2023
Эрмитаже представил 23 мая выставку "Русский стиль" в искусстве. От Николая I до Николая II". Среди более 100 экспонатов - живопись, графика, мебель, изделия из фарфора, стекла, металла, дерева, серебра, а также костюмы и ткани, изготовленные мастерами ведущих предприятий, вузов и художественных центров России XIX - начала XX века. Они иллюстрируют художественное направление, которое условно называют псевдорусским, национально-романтическим или неорусским стилем. Выставка дает наглядное представление о том, как менялась творческая интерпретация "русского стиля".

Куратор выставки Наталья Гусева отметила, что псевдорусский стиль - название, принятое для периода историзма, который начинается с правления императора Николая I. Тогда происходит увлечение разными стилями и эпохами. После изучения фольклорных образцов и крестьянского быта начали собирать коллекции - вышивки, народных поделок. Литературная повествовательность проникла в прикладные произведения эпохи историзма. Псевдорусский стиль основан не на копировании народного творчества, он создает сказочные образы и сюжеты. Модерн приходит через русский стиль. Первые образцы модерна появляются в Абрамцеве - это церковь Спаса Нерукотворного Образа, построенная в 1882 году по эскизу Виктора Васнецова. Храм своей живописной композицией органично вписан в природные формы.

Один из экспонатов, матрешка начала XX века относится к первым образцам стиля. Внизу ее - металлический утяжелитель для устойчивости. В 1900 году на выставке в Париже впервые русские мастера представили игрушку "Матрена", состоящую из восьми фигурок. Первая, самая маленькая, была в сарафане и платочке, в одной руке держала курицу, в другой - серп, потом шел мальчик в русской косоворотке, потом опять девочка и так далее. Игрушка завоевала третье место, с этого момента матрешки стали популярны. После выставок в Париже и Лондоне, где были представлены образцы отечественного ремесла и искусства, русский стиль пошел дальше как мировое явление.

Идеологической основой этого стиля стал постулат министра народного просвещения Сергея Уварова: "Православие, самодержавие, народность". Получив импульс развития при государе Николае I, поощрявшем освоение национального наследия, этот патриотический посыл нашел продолжение при всех последующих императорах, став основой внутренней политики. Однако манера интерпретации "русской темы" под влиянием социально-политических событий менялась. От произведений с фольклорной атрибутикой художники начала XX века обратились к созданию обобщенных образов.

Наиболее ярко различные интерпретации "русского стиля" в искусстве демонстрируют такие знаковые произведения, как портрет фрейлины Софии Орловой-Денисовой в русском придворном платье (художник Пимен Орлов), картина "Милый гость издалека" (художник Оскар Фрейвирт-Лютцов), портрет мальчика из семьи Терликовых в косоворотке (художник Иван Кабанов), ваза с росписью "Русская красавица в сарафане" с оригинала картины Константина Маковского (Императорский фарфоровый завод), чернильный прибор "Руслан и волшебная голова" (фабрика Феликса Шопена), ларец-теремок, исполненный по рисунку Сергея Малютина, кресло "Дуга, топоры и рукавицы".

Также на выставке представлены костюмы знаменитого бала 1903 года в Зимнем дворце. Событие было посвящено Московской Руси и времени правления царя Алексея Михайловича. На всех участниках праздника были "русские костюмы XVII века", созданные для бала выдающимися художниками и портными-модельерами.

Особое значение имеют экспонаты, связанные с празднованием 300-летия Дома Романовых: серебряное подносное блюдо работы "Фабрично-торгового товарищества преемников Немирова-Колодкина и меню торжественного обеда 25 мая 1913 года в Кремлевском дворце, организованного в честь юбилея династии Романовых и дня рождения императрицы Александры Федоровны.

Экспонируются и предметы, связанные с именами выдающихся архитекторов: Федора Солнцева, Андрея Штакеншнейдера, Ипполита Монигетти, Ивана Ропета, Николая Султанова, Николая Набокова. Показаны образцы производства Императорского фарфорового и стеклянного заводов, фабрик Бюхтгера, Штанге, Бонафеде, Свирского, известных ювелирных предприятий Сазикова, Хлебникова, Овчинникова, лаковых мастерских Лукутина и Вишнякова, вещи, изготовленные в художественных центрах Абрамцева, Талашкина, Троице-Сергиева и Павлова Посадов.

Выставка продлится до 13 мая 2024 года в Малой церкви Зимнего дворца (зал № 154). Посетить ее можно по входному билету в Главный музейный комплекс.

ИА "Вода живая",
23.05.23