Новости Санкт-Петербургской митрополии

Состоялась встреча с певицей Дивной Любоевич

22 Апреля 2023
В Консерватории имени Николая Римского-Корсакова 21 апреля прошла творческая встреча с известной сербской исполнительницей духовной музыки Дивной Любоевич. Она предварила пасхальные концерты певицы, которые пройдут в Большом зале Филармонии имени Дмитрия Шостаковича 22 и 23 апреля. Их организует "Общество возрождения художественной Руси 1915".

Ведущая встречи - заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Консерватории Екатерина Смирнова - начала разговор с вопроса, как гостья обучалась пению у населениц Введенского монастыря в Белграде, где сохранился уникальный стиль, идущий от карловацкого пения и традиций русских песнопений.

Певица ответила, что в монастыре нет специальной певческой школы, обучение проходило на практике, она слушала, как поют монахини, находилась с ними на клиросе. В ее памяти осталось впечатление от общения с монахинями преклонных лет, которые стояли у истоков возрождения женского монашества в Сербии. На сербской земле нашли прибежище многие русские монахини, уехавшие из России после Октябрьского переворота. В обители они продолжили свое служение, сохраняя вековые традиции русского женского монашества. Второй игуменией стала русская монахиня Ангелина (Грачева). На Дивну, как на ребенка, произвели сильное впечатление не только пение насельниц, но и сама их жизнь, духовность, светлая энергия и любовь. Русские монахини практиковали трехголосное пение, а для сербской традиции карловацкого пения характерно двухголосие. Происходило смешение этих традиций, и возник уникальный стиль.

На вопрос, как был организован хор "Мелоди", исполнительница ответила, что уже тридцать два года ее жизнь связана с этим ансамблем, их первый концерт прошел в Нови-Саде, который называют сербскими Афинами. Среди прочих произведений было исполнено песнопение, посвященное святителю Савве Сербскому, композитора Светолика Пашчана.

Обсуждая тему обучения детей, певица отметила, что главное - иметь талант работы с ними, вдохновение, и тогда взаимодействие происходит естественно. Ребенка невозможно заставить учиться, если это ему не интересно. Важно найти талантливого педагога, который бы смог увлечь его музыкой.

Дивна рассказала, что составляет репертуар концертных программ и дисков, опираясь в первую очередь на текст, слово. Она любит сербскую традицию карловацкого пения, а также стили пения, созвучные богослужению. Главный критерий выбора - чтобы песнопения были уместными за богослужением. Важно, чтобы слово было впереди, а музыка не перетягивала на себя внимание, не было театральности. Карловацкое пение передавалось из поколения в поколение через устное предание, и было записано только в XIX веке сербским композитором Корнелием Станковичем. Для этого пения характерен краткий силогический напев и мелизматический продолжительный напев.

На вопрос, есть ли разница в интерпретации песнопений, которые исполняются на богослужениях и в концертных залах, певица ответила, что воспринимает концерты как возможность вовлечь далеких от веры людей в жизнь Церкви, видит в этом просветительскую, миссионерскую функцию. Богослужебные песнопения можно и нужно исполнять на сцене перед широкой аудиторией.

Hачинающим изучать византийскую традицию пения Дивна посоветовала сначала узнать свою традицию и только потом мягкими шагами входить в новую, важно иметь опору на древнерусскую традицию пения и петь своим природным естественным голосом, а не просто копировать другую традицию.

Дивна Любоевич снискала славу "звезды православной музыки ХХI века", ее талант отмечен многочисленными музыкальными наградами: "Золотой Орфей" (Франция), "Le Mond De la Musique" (Франция). Голос певицы прозвучал в кинофильме "Human" (2015), композиция "Иерусалим" покорила сердца миллионов слушателей. Певица выступает с хором "Мелоди", который создала в 1991 году при Введенском монастыре в Белграде. Хор назван в честь святого Романа Мелода (Сладкопевца) - выдающегося византийского певчего, автора церковных гимнов. Репертуар хора составляют православные песнопения: от ранних одноголосных и многоголосных песнопений византийской, сербской, болгарской и русской традиции до произведений современных авторов. Помимо пения за богослужением, хор концертирует.

ИА "Вода живая",
21.04.23