Новости Санкт-Петербургской митрополии

1 Марта 2019
Выставка "Вера в объективе", представляющая более семидесяти уникальных фотографий из собрания Музея истории религии, открылась 28 февраля. Она посвящена 180-летию изобретения фотографии, которое отмечается в нынешнем году. Фотографическое собрание музея насчитывает более 30000 единиц хранения. Для выставки отобраны экспонаты, имеющие интересную тематику или историю, сделанные известными фотографами или в редких техниках.

"Собирание коллекции фотодокументов, касающихся религиозной жизни, было заложено еще при создании музея в 1932 году, - рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" хранитель фототеки ГМИРа Петр Федотов. - Основатель музея и первый его директор, выдающийся российский антрополог Владимир Богораз-Тан, рассматривал религию как универсальный феномен человеческой культуры, который необходимо показывать в конкретных проявлениях. Фотографии идеально подходили для этой цели, поэтому музей начал собирать их. Часть фотографий были получены от других организаций, часть собраны сотрудниками музея. За каждой представленной фотографией стоит определенная коллекция, которая включает десятки, а иногда и сотни фотографий".

Многие экспонаты, прежде чем быть представленными на выставке, прошли серьезную подготовку. В частности, альбуминовые фотографии, не наклеенные на паспарту, имеют свойство скручиваться, подготовить их для выставки стоило немалого труда. Примерно пятнадцать фотографий, имевших различные дефекты - разрывы, загрязнения, - прошли реставрацию. Сканированных изображений на выставке нет, представлены только оригинальные отпечатки. По словам хранителя, сейчас фототека музея пополняется достаточно редко - это связано с переходом на цифровую фотографию. В коллекцию музея принимают только снимки, имеющие какие-либо дополнительные достоинства: на них отражены уникальные события, есть автографы изображенных людей.

Экспозиция разделена на два раздела. В первом представлены фотографии, собранные Императорским православным палестинским обществом и созданные коммерческими фотографами на Ближнем Востоке во второй половине XIX века, а также фотографии, запечатлевшие деятельность ИППО: строительство церквей, помощь паломникам, создание сети учебных заведений, экспедиции. "Коллекция ИППО имеет мировое значение, - рассказывает Петр Федотов. - После 1917 года она перешла в ведение Академии истории материальной культуры, затем передана в Институт востоковедения АН, а в 1939 году ее передали в недавно открывшийся Музей истории религии. Самые ранние снимки относятся к 1850-м годам, то есть прошло всего десять лет после возникновения фотографии. Помимо фотографий Ближнего Востока Палестинское общество в 1913-1914 годах собрало более 2700 фотографий храмов и приделов в различных епархиях России, посвященных святителю Николаю: в Бари планировалось построить подворье с гостиницей для паломников, а при нем создать музей, рассказывающий о почитании святителя Николая и - шире - о России и православии".

Во втором разделе собраны фотографии из коллекции Государственного музея истории религии, Центрального антирелигиозного музея в Москве и других советских учреждений, посвященные различным религиям и культовым практикам. Помимо мировых религий они рассказывают о деятельности различных сект, небольших религиозных сообществ - в частности, есть фотографии, посвященные жизни общины братца Иоанна Чурикова.

Представлены на выставке и различные факты советской борьбы с религией: афиши антирелигиозных вечеров и съездов безбожников, разрушение и перестройка храмов; так, запечатлены дореволюционный облик храма святителя Николая и мученицы царицы Александры (Путиловского) и вид, который здание приобрело, когда было переделано под клуб. В музейном собрании много фотографий, посвященных реставрации Казанского собора в 1950-1960-е годы, что неудивительно: в то время в недействующем храме и размещался Музей истории религии.

Наибольший интерес для православного зрителя представляют фотографии, свидетельствующие о религиозной жизни православной России в течение ХХ века. Вглядываясь в фотографию 1918 года, выполненную в фотоателье братьев Булла, мы видим будущих святителей и священномучеников: Патриарха Тихона, митрополита Вениамина, протоиерея Философа Орнатского. На этом снимке много людей, имена которых до нас не дошли, но понятно, что судьба каждого запечатленного была трагической. А вот совсем другие времена - 1970 год, похороны Патриарха Алексия I: на фото запечатлены митрополиты Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер); двое последних - будущие патриархи Московские и всея Руси. Меньше чем через двадцать лет закончатся гонения на Церковь, и двое их трех запечатленных архиереев до этого времени доживут, но пока ни о каких изменениях не подозревают.

Выставка продлится до 2 апреля.

ИА "Вода живая",
28.02.19