Новости Санкт-Петербургской митрополии

6 Октября 2018
Выставка-исследование творчества Микеланджело Буонарроти "Изучая Микеланджело" открылась 5 октября в Итальянском кабинете Нового Эрмитажа (зал № 233). Она посвящена композиции "Распятие Христа" великого мастера и ее влиянию на искусство XVI - XVII столетий.
Выставка "Изучая Микеланджело" открылась в Эрмитаже

На церемонии открытия директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что наряду с большими пафосными выставками музей нередко проводит подобные выставки-исследования, приглашающие к размышлению. Он подчеркнул, что один из экспонатов - картина, предположительно принадлежащая кисти великого мастера, - привезена в Россию из Италии, чтобы провести исследование: "В любом случае, эта картина связана с бытованием сюжета Микеланджело. Эрмитаж может позволить рассказать посетителям о работе, проводимой нашими искусствоведами и реставраторами. Итальянцы привезли картину сюда, чтобы наши специалисты решили, сколько Микеланджело есть в этой картине".

Главный экспонат выставки - рисунок Микеланджело "Распятие Христа" из собрания Британского музея. Рисунок создан специально для Виттории Колонна, маркизы ди Пескара (1492-1547), знаменитой интеллектуалки тех лет, которая была дружна с Микеланджело. Биографы утверждают, что великий мастер также написал для нее несколько картин, но судьба собрания Виттории Колонна доподлинно неизвестна. На выставке также демонстрируется композиция "Распятие Христа" из итальянского частного собрания, написанная темперой на доске: историк искусства Лионелло Пуппи предположил, что это работа Микеланджело Буонаротти. К сожалению, Лионелло Пуппи не дожил до открытия выставки, он скончался 15 сентября.

Куратор выставки, младший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Зоя Купцова, рассказала в беседе с журналистами, что в инфракрасном свете заметны авторские изменения - например, в процессе написания было изменено положение черепа Адама.

"Несомненно, это авторское произведение, но Микеланджело ли это? - задала риторический вопрос Зоя Купцова. - Бросается в глаза, что размер и композиция рисунка и картины совпадают, но в картине мало "живописности", здесь, можно сказать, более философский разговор, а это не очень типично. Сам Микеланджело пренебрежительно относился к станковой живописи: он считал себя в первую очередь скульптором. Рисунки его выставляются очень редко, а рисунок, представленный здесь, вообще уникален, поскольку это не набросок, а законченное произведение. Микеланджело здесь обратился в евангельскому сюжету, когда Спаситель на Кресте воскликнул: " Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27:46). Композиция возникла в результате разговоров с Витторией Колонна, она точно знала, чего хочет, несколько раз возвращала рисунок ему, он доделывал. Это в какой-то мере объясняет тот факт, что композиция Микеланджело стала известна, и многие художники ее повторяли, что мы можем наглядно увидеть на выставке. Очевидно, рисунок могли видеть его ученики, они и способствовали распространению".

На выставке демонстрируются несколько произведений, написанных явно по мотивам композиции Микеланджело: небольшая картина тосканского мастера XVI века из собрания ГМИИ имени Пушкина и две гравюры из эрмитажного собрания - одна авторства Джованни Баттиста Франко, другая, предположительно, Никола Беатризе; в последней композиция дополнена фигурами Девы Марии и апостола Иоанна.

Из представленных на выставке произведений, написанных под влиянием "Распятия Христа" Микеланджело, обращает на себя внимание картина художника Хендрика Болидануса "Распятие с Мадонной, апостолом Иоанном и Марией Магдалиной", написанная в 1575 году. Зоя Купцова рассказала, что в процессе подготовки к выставке на картине была обнаружена полная подпись художника: это необычно, в те времена живописцы просто присваивали картине номер. Но самое интересное, что о самом художнике ничего не известно, даже имя "Хендрик" условное - на картине написано "Henr". Картина экспонировалась в Эрмитаже при Екатерине II, долгое время хранилась в запасниках. Теперь имя фламандского художника вводится в научный оборот.

Экспозицию дополняет скульптурный портрет Микеланджело Буонаротти предположительно работы Джованни Антонио Дозио.

К выставке подготовлена брошюра "Изучая Микеланджело", она включает статьи "Композиция "Распятие Христа" Микеланджело Буонаротти и ее влияние на изобразительное искусство XVI столетия" Зои Купцовой, "Микеланджело и смерть Виттории Колонна" Лионелло Пуппи, "Редкий портрет Микеланджело" Сергея Андросова.

Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко, произведения которого считались наивысшими достижениями искусства уже при его жизни.

ИА "Вода живая",
05.10.18