Новости Санкт-Петербургской митрополии

23 Мая 2018
Встреча с писателем Евгением Водолазкиным при участии директора Центра духовной культуры и образования Выборгского округа иерея Константина Морозова в рамках лектория "Предание.ру" состоялась 22 мая в Библиотеке с выставочным залом Московского района.

Отвечая на вопрос отца Константина, справедливо ли часто звучащее в последнее время утверждение, что Россия "катится назад, в Средневековье", Евгений Водолазкин отметил, что в настоящее время сам термин "Средневековье" превратился во что-то вроде бранного слова; "жестокости" этой эпохи часто противопоставляют "гуманизм" Нового и Новейшего времени, но это не соответствует действительности. Даже главный козырь обвинителей западного Средневековья - костры инквизиции - "не работает": все дело в том, что костры инквизиции пылали не в Средневековье, а позже, в эпоху Ренессанса. В Средние века не было идей массового убийства людей, которые расцвели в "цивилизованное" Новое время, а особенно - в "просвещенном" ХХ веке.

Писатель подчеркнул, что выводы о той или иной эпохе он делает на основе того, в чем лучше всего разбирается, то есть литературы и филологии. Говоря о средневековой литературе, Евгений Водолазкин подчеркнул, что это не была литература в современном смысле слова. Он задал аудитории вопрос, что делает то или иное произведение фактом художественной литературы, и получил ответ: "художественный вымысел". Но именно художественного вымысла в средневековой литературе и не было. Это отнюдь не значит, что все описанное в средневековой литературе, например, в житиях святых, можно документально подтвердить. Да этого и не требуется: сфера реального для средневекового человека была совсем не такой, как для человека современного. Реальным было все, что, по идее, должно было быть, должное становилось сущим. Поэтому совершенно не удивительно, что агиографы, не имея достаточных сведений о жизни святого, использовали факты из жизни… соименного святого: метафизически они были одно. По той же причине (должное становится сущим) неправомерно упрекать за "подлог" переписчиков - авторов христианских вставок в произведения Иосифа Флавия.

Современная литература, по мысли Евгения Водолазкина, все дальше уходить от традиционной "литературности": об этом говорит популярность "нон-фикшн", справочной и мемуарной литературы. И даже если произведение создается как художественный вымысел, писатель облекает его в форму "нон-фикшн" - например, дневников или мемуаров (Довлатов, Лимонов, Аствацатуров).

Средневековая литература не знала авторства как такового, не знала законченности - текст был бесконечен, при каждом переписывании он мог изменяться, дописываться. Появление книгопечатания изменило эту практику: лектор назвал книгопечатание не причиной этого изменения, а следствием возникшей потребности человечества в нормативных текстах. А сейчас, по наблюдениям многих, наблюдается обратное явление, отход от нормативности, возврат к созданию "бесконечного текста": этому способствует появление интернета.

Единственный текст, который не подвергался изменению в Средние века, - Священное Писание.

"Любые средневековые тексты были "замкнуты" на Священное Писание посредством цитат, с основном - из Псалтири", - отметил Евгений Водолазкин.

Он обратил внимание на то, что в Средние века не существовал феномен чтения про себя - читали только вслух.

Средневековый человек также не мыслил категориями "будущего", "перспективы": это - порождение Нового времени. По сути, все мечты о будущем сводились к утопии, а слово "утопия" переводится как "место, которого нет". Человечество мечтало о том, чего нет и чего на самом деле не может быть; последствия этого обычно бывали катастрофичны.

Говоря о творчестве самого Евгения Водолазкина, иерей Константин Морозов отметил, что его произведения посвящены не истории как таковой, а личности в истории. Писатель согласился с этим, добавив, что именно христианство открыло персонализм: каждый человек на Страшном Суде отвечает сам за себя.

Отец Константин и Евгений Водолазкин в ходе беседы пришли к мысли о том, что каждый человек должен действовать в зоне своей ответственности, делать то, что он должен делать, и это единственный способ влиять на окружающий нас мир, на других людей; напротив, лозунги никогда не достигают своей цели.

Евгений Водолазкин - прозаик, доктор филологических наук, специалист по древнерусской литературе, автор книг "Лавр" (премия "Большая книга-2013"), "Авиатор" (премия "Большая книга-2016") и других.

Видеозапись беседы доступна в группе православного портала "Предание".

ИА "Вода живая",
22.05.18