Новости Санкт-Петербургской митрополии

23 Марта 2018
Первое мероприятие музыкального проекта "Перезвоны столетий" - победителя конкурса президентских грантов - состоялось 22 марта в помещении епархиального отдела религиозного образования и катехизации. Организаторы - епархиальный совет по культуре, благотворительный фонд "Отечество, культура, образование" и ОРОиК совместно с Фондом президентских грантов.

Мероприятие началось с Божественной литургии Преждеосвященных Даров в храме священномученика Серафима Петроградского (часовне реликвий) при ОРОиК, которое совершил заместитель председателя отдела, председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров.

За богослужением пел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии, молились методисты ИМЦ различных районов Санкт-Петербурга, преподаватели ОПК, учители воскресных школ.

"С молитвой, при вашем участии мы начинаем проект "Перезвоны столетий", - сказал отец Илия в слове после богослужения. - Мы надеемся, что итогом нашей столетней истории станет диалог светского и церковного, литургического и культурного сообществ, и мы сможем явить миру тот продукт, который позволит нашему городу больше не именоваться лишь "городом трех революций" - мы хотим превратить наш город в духовную столицу нашего Отечества".

По благословению председателя ОРОиК архиепископа Петергофского Амвросия отец Илия вручил знак митрополита Серафима Петроградского методисту-консультанту конкурса "Православная инициатива" в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Наталье Грохольской.

Затем в Бирюзовом состоялся семинар для педагогов на тему "Методы духовно-музыкального взаимодействия в литургическом пространстве", посвященный повышению педагогического мастерства и раскрытию миссионерско-катехизических основ православного богослужения.

Иерей Илия Макаров подчеркнул, что речь в докладах пойдет о просветительском характере православного богослужения.

Методист ОРОиК Виктория Гусакова выступила с сообщением "Просветительское значение православного богослужения в контексте преподавания ОПК".

По мысли докладчицы, главное, что необходимо сделать, - просто привести детей в храм на Литургию, и напомнила евангельские слова: "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мк. 10:14).

"Какова цель преподавания ОПК? Мы хотим, чтобы наши дети пришли к Богу. Убранство храма в Средние века называли "Библией для неграмотных" - значит, оно будет воздействовать и на душу ребенка. Православная культура раскрывается через Откровение. Если человек встретиться с Богом, то следующей встречей будет встреча с собой", - подчеркнула Виктория Гусакова.

Иеромонах Игнатий (Юрченков), преподаватель СПбДА и епархиальных курсов религиозного образования и катехизации, выступил с сообщением "История Литургии Преждеосвященных Даров".

Отец Игнатий отметил, что Литургия Преждеосвященных Даров - это, по сути, вечерня, поэтому логично, чтобы богослужение совершалось вечером. Сейчас эта практика становится в нашей стране все более распространенной. Но на самом деле представление о Божественной литургии как об "утреннем богослужении" неверно: она может совершаться в любое время, в том числе, как мы знаем, и ночью - на Рождество, на Пасху.

Что касается авторства Литургии Преждеосвященных Даров, лектор почеркнул, что наиболее вероятной кажется гипотеза, что им был монофизитский патриарх Севир Антиохийский (465-538). Иногда авторство приписывается святителю Григорию Двоеслову - тот действительно пытался утвердить эту практику в Западной Церкви, но ему это не удалось.

Основное отличие Литургии Преждеосвященных Даров - в ней отсутствует анафора, то есть Евхаристический канон, поскольку Дары уже освящены. В нынешнем виде Литургия Преждеосвященных даров сложилась к XVI веку. Ученые считают, что корни этого богослужения - в самопричащении христиан. Сейчас трудно представить, но в древней Церкви это была обычная практика: христиане брали в свои дома хлеб из храма. По свидетельству святого Иустина Мученика, жившего во II веке, диаконы приносили Святые Дары на дом тем, кто по тем или иным причинам не мог участвовать в Литургии: болящим, рабам, женщинам (женщины в то время не могли покидать жилища без провожатого). Монахи, уходившие в пустыню, также брали Святые Дары с собой.

Сохранилось слово святителя Григория Богослова на кончину его сестры Горгонии, и там упоминается об ее исцелении во время самопричащения. В книге блаженного Иоанна Мосха "Луг духовный" есть эпизод, когда женщина пошла к соседке, чтобы причаститься.

"Может возникнуть вопрос, какие молитвы произносились христианами при самопричащении, - сказал отец Игнатий. - Достоверных свидетельств нет, но из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что когда авва Зосима принес ей Святые Дары, она прочитала Символ веры и "Отче наш" и причастилась. Очевидно, это и был тот минимум, необходимый христианину для причащения. Сохранились свидетельства о том, что монахи, находящиеся вне монастыря, в то время, когда в монастыре должна была совершаться Литургия, причащались, прочитав изобразительны".

Проект "Перезвоны столетий: духовная культура и современное образование - перспектива единства" - победитель второго конкурса президентских грантов. Основной участник - хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Среди мероприятий проекта - выступления хора на сценах Санкт-Петербурга и Ленинградской области в формате концерта-проповеди, проведение научно-практической конференции на тему просветительского потенциала духовной музыки, нотное издание, включающее песни из духовно-патриотического репертуара хора духовенства, издание на DVD видеоверсии концерта "Перезвоны столетий".

ИА "Вода живая",
22.03.18