Новости Санкт-Петербургской митрополии

19 Октября 2017
Лекция заведующего кафедрой библеистики СПбГУ профессора Анатолия Алексеева "Феномен Священного Писания в религиях. Писание в жизни Израиля" состоялась 18 октября в Феодоровском соборе.

Она стала первой в цикле "Древние тексты в современном мире" - просветительском проекте, посвященном духовной культуре древности в формате edutainment (education + entertainment, просвещение в легкой для восприятия форме подачи).

Руководитель и автор проекта клирик собора иерей Алексий Волчков отметил, что с момента возобновления церковной жизни на приходе возник интерес к изучению и комментированию Священного Писания: проводятся конференции, лекции, выступают видные специалисты. Появилась "Школа библейской филологии": "У нее два направления - изучение библейского иврита, греческого языка Нового Завета и лекции по Ветхому Завету. В этом году мы выиграли президентский грант, что даст возможность продолжать наше дело более основательно, качественно, на большую аудиторию".

В рамках цикла будет проведено более 20 лекций, посвященных Ветхому и Новому Заветам, которые прочтут специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Открытые лекции и занятия адресованы не только петербуржцам, но и аудитории русскоязычных пользователей Интернета.

Настоятель собора протоиерей Александр Сорокин, приветствуя слушателей, подчеркнул, что началом христианского просвещения является Слово Божие, написанное в древности, но актуальное всегда и для всех: "Знаменательно, что лекции начинает профессор Анатолий Алексеев, так как он участвует в просветительской деятельности прихода с самого начала. У меня с ним содержательное и давнее знакомство. И сегодня я сам с удовольствием его послушаю".

Профессор Алексеев отметил, что Библия является Священным Писанием и иудеев, и христиан: иудейское Священное Писание повлияло на христианское, а христианское повлияло на иудейское.

Лектор напомнил, что с конца первого тысячелетия до нашей эры до начала первого тысячелетия нашей эры во многих религиях возникают или оформляются священные тексты. Немецкий философ Карл Ясперс назвал это время осевым - поворотом от мифологического к рациональному сознанию. Священные Писания всех религий - это попытки осмыслить структуру мира и место человека в нем. Все они - теоцентричны, в центре имеют понятие "Бог".

"Хотя Библия роднится с многими произведениями древней литературы, у нее особая судьба, - продолжил Анатолий Алексеев. - Отчасти это связано с универсальной цивилизацией, которую создали христианские народы. Ее универсальность в абсолютной ценности всякой личности. Достижение европейского народа в том, что он воспринял Библию как инструмент жизни. В тяжелые, даже страшные времена опереться можно только на христианство".

Был затронут вопрос об устной и письменной традиции Писания. Оно не является первым письменным памятником. Первые письменные памятники - это деловые бумаги. Древняя письменность в виде клинописи, рисуночного письма возникла около 3300 года до н.э. Алфавитное письмо в Древнем Египте возникло в связи с подвластной ей тогда Палестиной, когда было необходимо записывать названия ее городов.

Слово "Библия" появилось около 1420 года в сочинении Фомы Аквинского "Подражание Христу". Греческое слово "Biblion" среднего рода множественного числа встречалось и раньше. А латинское "Biblia" женского рода единственного числа - впервые у святого Фомы Аквинского.

В середине XV века первопечатник Иоганн Гутенбург издал первую печатную Библию с предисловием переводчика -блаженного Иеронима. На обложке не было слова "Библия". Оно появилось через 20 лет.

В России первая печатная Библия (Геннадиевская) была издана в 1499 году. Все предыдущее время не было необходимости в полной Библии, так как в Церкви на богослужении использовались только некоторые отрывки.

Лектор рассказал о принятии канона Священного Писания христиан, в который не вошли некоторые неканонические книги, а также о его влиянии на иудейский канон.

ИА "Вода живая",
18.10.17