Новости Санкт-Петербургской митрополии

13 Мая 2017
В библиотеке "Старая Коломна" 12 мая состоялась 15-я научно-практическая конференция "Коломенские чтения-2017" под названием "Петроград. 1917", приуроченная к столетию революционных событий 1917 года.

Историки, богословы, журналисты и искусствоведы выступили с сообщениями о жизни Петрограда на стыке двух эпох. Рассматривались самые разные вопросы: от причин революционного движения до состояния военных гарнизонов, изменения положения различных слоев населения, культурной жизни революционной столицы. Ведущими конференции стали проректор по научной работе СПбДА протоиерей Константин Костромин и заведующая библиотекой Елена Афанасьева. Представление о революционной столице дополнила выставка фотографий и документов "Петроград. 1917", организованная в фойе библиотеки.

Протоиерей Константин Костромин выступил с докладом "Философия революции". Он рассказал о ходе революционных событий, указав на то, что революция в России длилась восемнадцать лет: с 1905 по 1922-23 годы.

"Важнее понять не столько ход, сколько глубинные причины революции, - отметил отец Константин. - Русской революции XX века во многом повезло: в ней вызрела замечательная плеяда русских философов, которые после 1917 года большую часть своих интеллектуальных усилий бросили на осмысление произошедшей катастрофы. Среди них - Петр Струве, Николай Бердяев, Иван Ильин, Семен Франк, Георгий Федотов, Борис Вышеславцев и другие. Их наследие, мало прочитанное сегодня, позволяет прикоснуться к глубинным причинам революции. Как и все русские мыслители, они пытались ответить на два вечных русских вопроса: что делать и кто виноват. Русский человек, что крестьянин, что философ, всегда крепок задним умом, и это лишний раз подтвердилось в Русском Зарубежье. Вскоре почти всем эмигрировавшим русским философам стало ясно, что весомую долю ответственности за революцию несет русская интеллигенция. Первым прозрением можно считать выпуск сборника "Вехи" в 1909 году, в котором Петр Струве "нащупал" две основные черты интеллигенции - противогосударственный характер и безрелигиозность. Семен Франк писал о духовных корнях русской революции. Широкий резонанс русского зарубежья вызвало послание Третьему собору Русской Зарубежной Церкви Александра Солженицына, который писал о том, что противопоставление государства народу есть первейшая причина революции. Это противопоставление возможно только в том случае, если народ и государство основаны на разных идеях и/или эти идеи противоречат друг другу".

Протоиерей Константин Костромин привел цитату Александра Солженицына из его послания: "Истина вынуждает меня сказать, что состояние русской Церкви к началу XX века, вековое униженное положение ее священства, пригнетенность от государства и слитие с ним, утеря духовной независимости, а потому утеря авторитета и в массе образованного класса, и в массе городских рабочих, и самое страшное - поколебленность этого авторитета даже в массе крестьянства - это состояние русской Церкви явилось одной из главных причин необратимости революционных событий. Если бы Русская Православная Церковь была бы в начале XX века духовно самостоятельна, здорова и мощна, то она имела бы авторитет и силу остановить гражданскую войну, властно поднявшись над воюющими сторонами, а не дав себя причислить приложением к одной из них. И здесь нет никакой фантазии: в истинно православном царстве не может разразиться такая истребительная война".
Отец Константин отметил, что корни такого положения Церкви в нашей стране Александр Солженицын видит в XVII веке, в религиозном расколе. Докладчик обратил внимание на то, что философы Русского Зарубежья боролись прежде всего с марксизмом. К примеру, Николай Бердяев в своих работах проследил разрушительный путь, который проделала "западническая" интеллигенция в России, показав, что в сознании русского интеллигента марксизм стал чем-то вроде новой религии.

"Почти за столетие до революционных событий зародилась новая вера - в прогресс, Запад, социальное переустройство, народ, справедливость, в конечном итоге - в возможность построения Царства Божия на земле. Служителями новой веры стали обладатели нового "тайного знания" - студенты университетов, гувернеры. Прошли десятилетия, вера укрепилась и стала доходить до изуверства, а народ новых апостолов не понял, и тогда, питаемые новыми идеями Ницше, Шопенгауэра, Маркса, они решили просто уничтожить государство. Борьба, длившаяся полтора десятилетия, завершилась победой новой веры. Старая православная вера оказалась демонтирована, вместе с ней ушли старая власть, мировоззрения и идеалы", - заключил отец Константин.

Научный сотрудник Института истории РАН, кандидат исторических наук Константин Тарасов выступил с докладом "Как управлять революционным гарнизоном (главнокомандующие Петроградским военным округом)". Он рассказал о судьбе и достижениях главнокомандующих Лавра Корнилова, Петра Половцова, Андрея Кузьмина, Георгия Полковникова.

Доклад доцента кафедры истории журналистики СПбГУ Елены Сониной был посвящен тому, как изображались город и горожане в карикатурах "Петроградской газеты" (январь-апрель 1917 года). Это издание было создано в 1867 году и предназначалось для городского простонародья, основной темой публикаций была городская хроника, криминальные новости. За период с января по апрель 1917 года в газете было опубликовано 165 карикатур и шаржей, больше всего карикатур о царе и сановниках (28), затем о театре (21), праздниках (17), чиновниках (15), социальных слоях (15), торговле (13), финансовых махинациях (12), свободе и революции (9) и т. д. В большинстве карикатур читался политический подтекст. Почти все шаржи о чиновниках высмеивают их бесполезность и бездарность, отсутствие заботы о нуждах города. Несмотря на то, что многие карикатуры в 1917 году отображали повседневные проблемы горожан в это тяжкое время: дороговизну, высокие налоги, безумные очереди и т. д., встречается большое количество сюжетов о художественной жизни города, музыкантах, художниках, деятелях искусства.

Ведущий научный сотрудник Института истории РАН, доктор исторических наук Вадим Мусаев свое выступление посвятил теме "От жандармерии до ЧК". Он рассказал о серьезных изменениях, произошедших в сфере организации охраны правопорядка и борьбы с криминалом в годы революционных событий. Был сформирован новый орган - городская милиция, главной функцией которой была охрана общественной безопасности и защита населения от насилия и самоуправства. Одновременно на предприятиях была сформирована рабочая милиция, которая была более политизирована и занималась охраной завоеваний революции. Часто они конкурировали друг с другом, что не способствовало успешной работе. В целом деятельность милиции оказалась малоэффективной. Криминальная же обстановка все более усугублялась в связи с ухудшением экономической ситуации, закрытием предприятий и ростом безработицы, появлением большого числа дезертиров с фронта, утратой единой базы данных о криминальных элементах. Появляется совершенно новое явление, которого раньше не было, - кражи и грабежи в храмах. В результате после июльских событий 1917 года городская милиция была распущена. Большевикам пришлось отказаться от своих прежних постулатов, и с 1918 года формируется новая милиция, ориентированная на старые образцы царской полиции.

Ведущий библиотекарь "Старой Коломны", кандидат искусствоведения Ольга Гаврилина рассказала о композиторе Александре Глазунове и Петроградской консерватории. Также прозвучали выступления, посвященные влиянию пролетарской революции на императорский балет, метаморфозах императорской сцены, истории денег в 1917 году, тайнах Заячьего острова, судьбе архивных документов и связи в Петрограде.

ИА "Вода живая",
12.05.17