Новости Санкт-Петербургской митрополии

6 Апреля 2017
Концерт-размышление "В ком сердце есть - тот должен слышать время…", посвященный революционным событиям 1917 года, прошел 4 апреля на студии "Лендок". Его организовало Свято-Петровское малое православное братство. Режиссер - заслуженный деятель искусств России Сергей Литвяков, сценарист - Наталия Микова.
Концерт-размышление, посвященный революционным событиям 1917 года, прошел в Санкт-Петербурге

Среди более чем двухсот собравшихся были проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак, скульптор Инга Вержбицкая, историк Татьяна Трефилова, люди самых разных профессий, гости из Москвы, Пскова и других городов и, конечно, организаторы концерта - члены Свято-Петровского малого православного братства и волонтеры культурно-просветительского центра "Покровский остров".

"Мы собрались в непростой для нашего города день, в день траура. Задумывая сегодняшний концерт, мы хотели размышлять о том, что происходит с человеком в тот момент, когда земля уходит из-под ног, когда рушится дом, когда наступают силы хаоса, - сказала в начале вечера председатель Свято-Петровского братства доктор филологических наук Юлия Балакшина. - Но что позволяет человеку оставаться человеком, сохранить самого себя? События вчерашнего дня ставят этот вопрос не только теоретически, но и практически. Наш ответ - в названии вечера, которое подсказали нам стихи Осипа Мандельштама. Нам нужно слышать время, постигать его смыслы, сохранять человеческое достоинство и милосердие к каждому, кто находится рядом, как бы тяжело ни было тебе самому. Мы надеемся, что вечер станет данью памяти о тех людях, которые погибли вчера в нашем городе".

В программе звучали мемуары и дневники Константина Паустовского, Зинаиды Гиппиус, Александра Блока, митрополит Евлогия (Георгиевского), Василия Шульгина, Ивана Бунина, Елизаветы Кузьминой-Караваевой, Николая Бердяева, причем иногда с противоположными оценками революционных событий. Их читали залуженная артистка России Галина Филимонова и актер и режиссер Олег Дмитриев из Малого драматического театра - Театра Европы и "Авторского театра", народный артист России Валерий Дьяченко и заслуженный артист России Дмитрий Лагачев из петербургского ТЮЗа. Участники струнного квартета Ася Трохина, Валерия Сергеева, Дмитрий Гончар, Дмитрий Сатушев и пианистка Елена Репина исполнили фрагменты оратории Иоганна Себастьяна Баха "Страсти по Матфею", "Вокализ" Сергея Рахманинова, "Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте" Иосифа Гайдна. Были показаны многочисленные кадры кинохроники.

Благодаря историку Кириллу Александрову участники вечера представили себе всю масштабность русской катастрофы, оценивая которую, Александр Солженицын сказал, что Россия проиграла ХХ век. Любые советские достижения, от полета в космос до бесплатной медицины, от советского кинематографа до атомоходов, обессмысливаются, перечеркиваются простой статистикой.

"Как историк я с полной ответственностью могу сказать, что на протяжении первых 37 лет советской власти до 1953 года в нашей стране погибли более 50 млн человек, еще около 1,5 млн оказались в эмиграции. Это страшная цифра потерь, которые несла наша страна на протяжении всего полутора поколений, не включает в себя миллионы сломленных судеб тех, кто потерял своих родных, не мог заниматься своим делом, у кого не родились дети".

Кирилл Александров перечислил основные потери в сухих цифрах, периодически сравнивая их с историей дореволюционной России. Однако не меньше, чем грандиозные цифры, страшно то принуждение ко лжи и лицемерию, в котором власть воспитала три поколения наших предков. "Невозможно было не врать ежесекундно себе и людям", - говорил об этом Борис Пастарнак. Историк рассказал, что однажды философу Федору Степуну задали вопрос, как удалось Сталину создать такую систему лжи и подавления, кто за ним стоял, и он ответил: "Вы правы, за Сталиным кто-то очень явно стоит, но это не какой-то другой человек или другие люди. За ним стоит дьявол".

"Сможет ли русский народ пережить эти демографические потери, учитывая, что в числе погибших во всех социальных группах оказались лучшие русские люди - самые талантливые, образованные, рефлексирующие, интеллигентные, предприимчивые, инициативные, смелые, храбрые, порядочные, тонко чувствующие? - этим вопросом Кирилл Александров закончил свое выступление, предложив в качестве ответа слова Ивана Шмелева, выразившие горечь русских эмигрантов после Второй мировой войны, когда под властью Сталина оказалась не только Россия, но и пол-Европы: "Или не знаем случаев, когда внешнее поражение обращалось в великую победу? Мы, христиане, знаем".

"Пока мы не дадим оценку русской революции 1917 года как события в первую очередь духовного, в котором произошел фундаментальный отказ значительной части народа от христианских ценностей, нам будет сложно что-то строить дальше, - сказал ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Богатырев. - Если посмотреть в целом на страну, сейчас такого понимания нет. Наверное, покаяние не может быть массовым, всеобщим, но вопрос в удельном весе тех, кто осмысливает русскую революцию как духовное явление, - насколько их много в нашей стране? Насколько мы как наследники советской системы, в которой были и свои плюсы, но была и фундаментальная ложь в самом сердце системы и которая при этом во многом маскировалась под христианство (вспомните "Моральный кодекс строителя коммунизма"), способны сегодня покаяться?"

"Прошло время, и мы все сейчас переосмысливаем то, что произошло с отечеством, какая случилась катастрофа, - делится размышлениями народный артист России Валерий Дьяченко. - Но у меня нет однозначного ответа: это было черное, а это белое. Наверное, для этого и нужен концерт-размышление. Покаяние - это осмысление, поклон, извинение, признание собственных ошибок... Если бы мы сохранили цвет нации, дворянство, интеллигенцию, культуру, то сейчас бы не провозглашали "Год культуры" - она бы просто у нас была. Моя надежда связана с молодежью, которая, изучая историю и излечивая душу покаянием, наконец-то обратит внимание на человека. Всегда существует какой-то слой молодых людей, которые живут с особым внутренним светом".

ИА "Вода живая",
04.04.17