Ежегодные Бражниковские чтения завершились 12 октября концертом в Феодоровском соборе. Приветственное слово ректора СПбДАархиепископа Петергофского Амвросия зачитал настоятель протоиерей Александр Сорокин. В нем отмечено, что чтения, названные в честь основоположника русской музыкальной медиевистики, стали заметным событием в музыкальной жизни России: "Для нас ценно то, что на протяжении многих лет Санкт-Петербургская консерватория плодотворно сотрудничает с Церковью в деле сохранения и возрождения духовных и культурных традиций России".
Настоятель добавил, что Феодоровский собор действует сравнительно недавно - несколько лет с тех пор, как его возродили после десятилетий забвения. Немаловажную часть служения храма, помимо прямого назначения - молитвы и богослужений, составляют события, связанные с духовной культурой, в том числе концерты церковного пения.
Перед слушателями выступил исполнитель сербского церковно-певческого наследия педагог псалто-певческой школы в Белграде Никола Попмихайлов в сопровождении певчих русско-византийского хора "Пахомий Логофет". Прозвучали святогорский распев устной традиции "Богородице Дево, радуйся", стихира-славник Великой Пятницы "Совлекоша с мене ризы моя", а также стих из праздничного песнопения "Богородице Дево", которое поется на афонских Всенощных, длящихся всю ночь. Отцы-святогорцы из Великой лавры свидетельствуют, что подобные песнопения "возвышают ум к созерцанию", поддерживая братию в Иисусовой молитве.
Ансамбль "Ключ разумения" под управлением Натальи Мосягиной исполнил "Алилуйя" в двух распевах по древнерусским певческим рукописям, причастный стих "Хватите Господа с небес", песнопения из чина венчания в авторской обработке.
Еще один гость из Сербии - основатель и руководитель женского хора "Святая Кассиана" Весна-Сара Пено исполнила византийский традиционный распев "Взбранной воеводе", единый для греческой и сербской Церквей, византийский распев братии Ковельского монастыря "Тропарь святому Савве Сербскому" и другие песнопения.
Мужской певческий ансамбль "Путь" под управлением Андрея Фофонова восстанавливает утраченную манеру исполнения монодии и раннего русского многоголосия, строчного и демественного, которое вышло из употребления в Русской Церкви в начале XVIII века. В исполнении хора прозвучали воинский стих знаменного распева "Приидите, вси рустии собори", 50-й псалом, стихира-славник на Преображение "Поят Христос Петра, Иакова и Иоанна" и демественное многоголосие "Приидите поклонимся".
В исполнении ансамбля древнерусской музыки Санкт-Петербургской консерватории "Знамение" под руководством Татьяны Швец прозвучали песнопения западнорусской и северорусской монастырских традиций.
Как рассказал корреспонденту ИА "Вода живая" Никола Попмихайлов, уникальность византийской певческой традиции в том, что она не ограничилась территорией Византии и с ее падением не завершилась, а продолжается в других государствах. Лучше всего эта певческая культура сохранилась на Афоне. Византийская музыка в святогорской традиции - одноголосная мелодия, без гармонии, потому что служба всегда должна быть неизменной, независимо от того, один человек поет или хор. Такое исполнение, по признанию музыканта, вызывает особое молитвенное состояние.