Новости Санкт-Петербургской митрополии

24 Мая 2016

Открытие научно-практической конференции "Современная церковная архитектура: тенденции, проблемы, возможности" состоялось 23 мая в Бронзовом зале Дома архитектора.


Конференция, приуроченная к выставке церковных работ петербургских архитекторов по материалам последних пяти лет, продлится два дня и соберет на своей площадке ведущих архитекторов и деятелей искусства из Санкт-Петербурга, Москвы, Белоруссии, Латвии и Польши.

Участники и гости конференции в первый день работы обсудили вопросы традиций и новаторства в современной церковной архитектуре, проблемы воссоздания утраченных церквей и спасения сельских церквей, градостроительный потенциал создания новых церквей в "спальной" застройке.

Ведущей мероприятия стала главный редактор журнала "Капитель" Ирина Бембель.

В рамках конференции состоялось открытие выставки польского архитектора Ежи Устиновича.

В состав президиума конференции также вошли специалисты из Москвы. Проректор МАрхИ по научной работе Георгий Есаулов рассказал о работе созданной в Московском институте архитектуры кафедры храмового зодчества. "В современном архитектурном процессе прослеживается внимание к символам и знаковым произведениям, которые обозначают изменение духовной жизни России, углубление в понимание тех процессов, которые происходят в духовной жизни современной России, и стремление архитекторов эти изменения обозначить совершенно новыми творческими приемами и поисками. С каждым годом архитекторы движутся от воссоздания, возрождения, реконструкции и копирования к поиску новых мотивов и тем, которые одновременно сохраняют традиционное представление и вносят новизну, соответствующую духу времени", - отметил Георгий Васильевич.

Экс-председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга Александр Макаров отметил, что в Санкт-Петербурге утрачен 401 храм, в Москве - 670, что крайне пагубно отразилось на городской среде. Фронтальная застройка становится унылой и неинтересной, необходима доминанта в виде храма, которая формирует вокруг себя пространство и становится культурно-духовным центром.

Кандидат искусствоведения Иван Саблин в своем выступлении затронул тему возможного ренессанса церковного искусства в современной России. По его словам, большую часть ХХ века художники и архитекторы в нашей стране были лишены возможности стоить новые храмы. Вместо этого зодчие стали строить, по сути, эрзацы - дворцы бракосочетания, станции метро, дома культуры. За последние двадцать лет появились новые храмы, но мощных доминант среди них не так уж и много.

"Бытует мнение, что для истинно верующего человека не имеет значения, какого качества иконы в храме, лишь бы они были каноническими, и тогда можно на них молиться, - отметил Иван Дмитриевич. - Но утверждать, что церковное искусство должно быть во всех отношениях скромным и маргинальным, - значит констатировать катастрофу. На протяжении многих веков церковное искусство было богатством всей культуры. Оно задавало тон всему, что происходило в мире. Невозможно отрицать художественную ценность церковных произведений".

О потенциальных путях развития петербургского церковного зодчества рассказал ученый секретарь Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам Алексей Белоножкин. По мысли Алексея Евгеньевича, в нашем городе архитекторы обращаются не только к традициям допетровской церковной архитектуры - актуальны также стилизации под петровское и елизаветинское барокко, обращение к русскому ампиру. Существуют две устойчивые тенденции освоения классического наследия - ретроспективная и модернизирующая. К ретроспективному течению можно отнести храм-часовню Святой Троицы на Троицкой площади, храм Всех святых Церкви Русской в Московском парке Победы, часовню святителя Тихона, патриарха Московского, на Южном кладбище. К модернизирующему течению относятся храм Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры, храм-часовня святого великомученика Иоанна Нового (Сочавского) на Сенной площади.

Руководитель проектного бюро "Архитектурная мастерская Мамошина" Михаил Мамошин коснулся проблем современной храмовой архитектуры на примере собственной проектной практики, представил слушателям ряд своих проектов храмового строительства, среди которых были храм Сошествия Святого Духа в Колпине, проект мемориальной зоны с восстановленным Андреевским собором в Кронштадте и другие.

С докладами выступили также старший научный сотрудник Национальной академии наук Белоруссии Ирина Балуненко, архитектор ООО "Архитектурная мастерская Мамошина", аспирант СПбГАСУ Ксения Какунец, кандидат искусствоведения Александр Котломанов, член правления Союза архитекторов Польши Ежи Устинович и другие. Иерей Сергий Кубышкин представил проект конкурса на мемориал и храм памяти жертв авиакатастрофы рейса № 7 К9268 на Синае.

В завершение первого дня конференции состоялся "круглый стол" на тему "Градостроительный потенциал храмовой архитектуры: историческая, спальная, сельская застройка".

Во второй день конференции планируется продолжение выступлений докладчиков, проведение круглого стола на тему "Традиция и новаторство: вопрос языка в современной церковной архитектуре" и презентация нового номера журнала "Капитель".

ИА "Вода живая",
23.05.16