Новости Санкт-Петербургской митрополии

23 Апреля 2016
В галерее "Мастер-класс" 22 апреля начала работу выставка живописи "Духовные вершины", посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Ее организаторы - епархиальный совет по культуре, международный фонд поддержки культуры "Мастер-класс" при поддержке руководителя Сретенского кинофестиваля "Встреча" монахини Софии (Ищенко) и заслуженной артистки России, депутата петербургского парламента Анастасии Мельниковой.
Выставка, посвященная Афону, открылась в Санкт-Петербурге

Выставку открыл ответственный секретарь епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров. Он передал приветствие архиепископа Петергофского Амвросия и отметил, что несколько экспозиций в рамках одной галереи объединены в духовном плане. Наследником традиций Афона является русский монастырь на Валааме. Не случайно афонские иконы оказались среди валаамских пейзажей.

Матушка София рассказала, что кинофоруму, которым она руководит, 11 лет. Последние три года в его рамках проходит передвижная выставка репродукций икон и картин, которая в этом году посвящена 1000-летию присутствия русских на Афоне. В одном из залов галереи представлены репродукции греческого художника Александра Каяса и русского живописца Василия Нестеренко. На Афоне писать картины разрешается только в некоторых монастырях по благословению настоятеля. Александр Каяс был приглашен на Святую гору реставрировать фрески, после нескольких лет пребывания ему позволили писать сюжетны из монастырского быта, молитвенной, богослужебной жизни и даже портреты монахов.

"Чтобы создать атмосферу Афона, но не показывать ее, как в живописи, четко и ясно, художник добавил в масло афонский песок и темперу. Поэтому все работы, как в дымке, в них хочется вглядываться", - пояснила матушка София. По ее словам, "Афон - это родник, из которого Русь стала впитывать и подлинное монашество, и подлинный дух христианства". Выставка, по мнению матушки, доказывает, что святость - на всей территории планеты: где истинный дух, поклонение Христу, там и святость.

Из многих картин Александра Каяса были отобраны десять, после экспозиции в Калуге, Обнинске, Боровске и других городах они прибыли в Санкт-Петербург. Несколько картин Василия Нестеренко символизируют преемственность афонской традиции среди русских святых. На полотнах изображены святой Антоний, отходящий от стен афонского монастыря, чтобы основать монашество на Руси, Пантелеимонов монастырь на Афоне и другие сюжеты.

Этот изобразительный ряд дополняют картины украинских художников Татьяны Гавриленко и Владимира Исупова о жизни монахов на "русском Афоне" - святом острове Валааме.

В экспозиции также представлены списки афонских икон, среди них - "Пресвятая Богородица. Игумения горы Афонской", "Троеручица", "Достойно есть", "Старица". Рядом со списком Светописанной иконы Божией Матери помещена репродукция фотографии, на которой чудесным образом проявился Ее образ. Фотография была сделана в 1903 году во время раздачи милостыни при Святых вратах Пантелеимоновой обители. На ней впоследствии оказался запечатлен образ Богородицы, принимающей милостыню из рук старца-инока среди неимущих братий. Сейчас в увеличенном виде ее также можно увидеть при входе в монастырь.

ИА "Вода живая",
22.04.16