Новости Пермской митрополии

«Святитель Григорий Палама впервые богословски описал то, каким образом Господь отвечает на наши молитвы»

6 Апреля 2019

Накануне Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем и обратился с проповедью:

«Второе воскресенье святой четыредесятницы посвящено памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, потому что в самом начале поста, после первой седмицы, которая задает некий тон нашего вступления на поприще Великого поста. Что такое пост? что он нам дает? как надо поститься и каковы результаты поста можем мы стяжать? К этим мыслям и рассуждениям призывает нас Святая Церковь, предлагая пример жизни и деятельности святителя Григория Паламы, который многие годы провел в молитве на Святой горе Афон. Он был подвижником, ученым, но, тем не менее, смирив себя, вел жизнь обычного монаха, тем самым не возвышая себя, а принижая перед людьми. В молитве он достиг такого совершенства, что мог видеть и прозревать то, что происходит вокруг. Почему именно сегодня мы вспоминаем его память, когда Святая Церковь имеет сонм, множество, других святых и подвижников? Потому что он – первый, будучи человеком образованным, научно, богословски обоснованно сказал о молитве к Богу, как о способе возвышения над мирским и приближения ко Господу. Он рассказал миру, что резутьтатом молитвы является Божия благодать, которая касается каждого человека, который усердно, душевно и искренне прибегает к этому средству.

Святитель Григорий Палама впервые богословски описал то, каким образом Господь отвечает на наши молитвы, назвав Его действие – светом божественной благодати, находясь в котором сияет не только лицо молящегося, но и весь человек, который посвятил свою жизнь молитве ко Господу, совершая ее и делами своими – милосердием и благочестием. Благододать Божия касается молящегося человека и сам человек чувствует при этом духовную легкость, необыкновенную и необъяснимую связь с Богом. Эта радость проявляется и во вне человека, как мы видим на примере жития преподобного Серафима Саровского, о котором люди свидетельствовали, что лицо его сияло, как солнце. Это действие божественной благодати, которая возвещена от Господа человеку, стремящемуся к молитве, к добрым делам, к доброй жизни и т. д.

В учении святителя Григория появилось такое понятие, как исихазм. Святитель Григорий Палама богословкски утвердил, обосновал и доказал это учение, которое в свое время нашло определенное сопротивление в среде инакомыслящих. Тем не менее, святитель Григорий сумел обосновать свое учение, показать силу молитвы и поста. Все это должно призывать нас к тому, чтобы и мы приблизисиь к Богу, может быть не в такой степени, как преподобный Серафим Саровский, но хотя бы частично почувствовали, что наша молитва приближает нас к Творцу и что Господь отвечает нам на наши молитвы и на наши просьбы. Господь неприменно ответит нам на них. Ко всему этому призывает нас Святая Церковь в дни Великого поста.

Святитель Григорий не только описал свое учение о молитве и стяжании благодати, но и сам своей жизнью показал пример этого. Он почувствовал и стяжал эту благодать на своем опыте.

Из всего этого мы можем сделать главный вывод для себя – надо стараться стяжать сосредоточенную молитву, на которую Господь неприменно и непрестанно отвечает.

Сегодняшнее евангельское повествование говорит об исцелении расслабенного (парализованного) человека, ради которого его друзья разобрали крышу дома и спустили болящего на одре туда, где находился Господь. Иисуса Христа окружало множество людей, и пройти к Нему было невозможно, поэтому близкие расслабленного человека пошли на такие меры. Они верили и глубоко надеялись на то, что Господь исцелит их близкого друга. И Господь увидел их веру и надежду.

Господа окружали разные люди – и те, кто любил Его, и те, кто не любил Его и те, кто следовал за Ним, слушая Его слова из любопытства. Когда Господь сказал: «чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2;5), тут же книжники начали укорять Его, говоря, что Он богохульствует. Тогда Господь, обличая их, говорит человеку: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2;11), ибо сказать: отпускаются тебе грехи твои, - может любой человек, а: возьми постель твою и иди, - может сказать только тот, кто имеет власть совершить чудо. Господь тем самым продемонстрировал результат того, что Он имеет власть отпускать грехи. Когда книжники попытались «обличить» Господа, то результата от их «обличения» не было никакого, а когда Христос сказал, что отпускает грехи, то результатом этого стало исцеление человека. Братья и сестры, и мы с вами должны стремиться к видимому результату – очищению своей души в дни Великого поста от грехов, чтобы получить особую благодать, как видимый результат прощения своих грехов. Господь исцеляя расслабленного, демонстрирует перед всеми, что Он действительно Сын Божий – Спаситель мира, Который способен отпускать людям грехи и исцелять их болезни. В этом и заключается смысл сегодняшнего евангельского повествования. Аминь».

За богослужением в сан диакона был рукоположен Алексий Щелканов.


Фото: Константин Дубровин