Новости Пермской митрополии

«Таинства Церкви силой благодати Божией, Духа Святого способны разрушить всякие нечестивые чувства и наклонности в человеке»

17 Ноября 2018

Накануне, 10 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня за Божественной лиутргией мы слышали евангельское повествование об исцелении гедаринского бсеноватого. Мы все хорошо знаем этот отрывок, во всяком случае, когда мы его слышим, то думаем, что очень хорошо знаем это повествование и этот факт многих успокаивает. Но, этот отрывок читается за богослужением не для того, чтобы мы ласкали свой слух и успокаивали сами себя тем, что он нам хорошо известен. Он читается на протяжении многих веков для того чтобы назидать нас, чтобы напомнинать нам о том многом что мы должны делать, будучи христианами и, что мы не делаем. Он читается за богослужением для того чтобы напомнить нам о том, какой вектор жизненного пути нам выбрать. Это ориентир, это некий указатель. Часто когда мы слушаем Евангелие, то считаем, что то, о чем оно нам рассказывает, совершалось только в далекие времена, когда по-иному развивалась цивилизация.

Да, этот эпизод описывает ситуацию, произошедшую много-много веков назад: некий человек из страны гедаринской был подвержен воздействию злой силы, которая удалила его от общества, от общения с людьми, в такие места, куда нога человеческая, может быть, не ступала, как нам повествует Священное Писание, он жил и терзался среди камней и пещер. Жители того селения обходили место пребывания бесноватого человека стороной. Нам представляется, что все это так далеко от современной жизни.

Но, святитель Игнатий (Брянчанинов) толкуя это повествование, предлагает нам сегоденя посмотрим на себя, на наше общество. Действительно, зачем бы читался этот евангельский отрывок за богослужением, если бы он повествовал только о неком историческом факте, который произошел много лет назад? Если мы посмотрим на самих себя, на современное общество, на наше отношение друг с другом, разве мы можем сказать, что нас никогда не одолевал дух раздражения, злобы, нетерпения, и при этом, если нас что-то правдивое, доступное, утешающее и угашающее пыталось отрезвить, то мы отвергали это? Разве этого не бывает с нами? Разве это отсутствует в нашем обществе и в каждом из нас? Что это, если не попытка воздействия дьявольской силы на нашу природу? Это неприязнь к другому, это непонимание ближнего, это нежелание слышать и видеть его. Разве это не беснование, которое мы делекатно пытаемся скрыть, утаить, назвать по-другому и как-то культурно выйти из этого положения? Если мы посмотрим на сегодняшнее общество, то заметим, что даже официальная модель общества построена на разделении его на некие классы. Общество все более и более вносит разделение в жизнь человека. Подобное явление было и перед революцией 1917 года. Это расслоение прослеживается и подчеркивается. Люди, которые находятся по одну сторону социального положения, совершенно негативно начинают думать о тех, кто находится по другую сторону. Одни возвысились, а другие обозлились. Разве это не уступка диаволу, которая порабощает нашу душу, волю и удаляет нас от общения с людьми? Так же как дьявольская сила удалила гедаринского бесноватогоне от общения с людьми, уведя его в пределы, где нет людей, подобное искушение нам предлагает и сегодняшний мир. Но, мы можем подобно гедаринскому бесноватому, который встретил Иисуса Христа, Единственного в мире Человека, Который смог изменить его положение, Который пришел, чтобы исцелить его и весь человеческий род, придти к Нему и обратиться к Иисусу Христу в Таинстве Причащения, в Таинстве Покаяния (исповеди). Великая сила благодати Божией способна разрушить то зло, которое мы несем в своем сердце, в своем сознании. Только с Иисусом Христом, только обратив к Нему наш зов и наш ум, мы можем получить исцеление.

Так мы должны понимать то, о чем читалось сегодня за богослужением и что предлагает нам Святая Церковь. Евангельское повествование читается не только для того, чтобы мы могли ласкать свой слух, но чтобы мы спроецировали то, что мы слышим за богослужением на свою жизнь, на свои мысли и деяния. Чтобы мы не думали, что то или иное евангельское событие произошло две тысячи лет назад, а сегодня все по-другому. Да, сегодня не ходят люди, опоясанные цепями по городу. Но, не надо обманывать себя и свой слух, свое сердце и свою душу, свои действия и свою жизнь. Будем помнить об этом и напомним себе, что сегодня мы имеем возможность открыто подойти ко Господу в Таинствах, которые силой благодати Божией, Духа Святого способны разрушить всякие нечестивые чувства и наклонности, если мы искренне, сердечно подойдем ко Господу и через эти Таинства и общение с Господом исцелимся, подобно тому, как Господь исцелил несчастного и бедного гедеринского человека. Аминь».

За богослужение в сан иерея был руковположен диакон Владимир Мальцев

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин