Новости Пермской митрополии

Отмечали Пасху жители Зари…

11 Апреля 2018

Чтобы поддержать православные традиции, по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, в сквере микрорайона «Заринский» города Чайковский по опыту прошлого года был проведён народный праздник «Весёлое воскресенье». Организовали мероприятие специалисты МАУК «Чайковского районного центра развития культуры» совместно с Советом микрорайона «Заринский» и ЧТПТиУ (Чайковский техникум промышленных технологий и управления) при поддержке Чайковского благочиния. Гости праздника были вовлечены в удивительные пасхальные игры, песни и хороводы.

Освящение пищи – благодарность Богу.

Начался праздник, как и полагалось в старину, с благословления священника и освящения пасхальных яств – красочных яиц и куличей, которые принесли на торжество местные жители. Священник Иоанн Зылёв поздравил присутствующих с Светлым Христовым Воскресением, пожелал всем душевного и телесного здоровья на «многая и благая лета», после чего, обращаясь с молитвой к Богу, окропил святой водой пасхальные яства, благотворительные пожертвования, изделия народного творчества и торговые ряды.

«Встреча с батюшкой, благословение перед праздником для людей очень важны. Не все могут прийти в храм и отстоять всенощную службу, - говорит о необходимости участия священника в народном гулянии председатель Совета микрорайона «Заринский» Елена Николаевна Никифорова, - К примеру, для многих постояльцев «Дома престарелых и инвалидов», который находится на Заре, добраться до храма практически невозможно. А здесь они - в общей массе, участвуют в празднике наравне со всеми».

По учению Святой Церкви, в освящении различной пищи живёт традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего. Освящение – это не просто нечто, что человек делает лично для себя. Человек отдаёт традиционные пасхальные яства на освящение с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть, и он можем поделиться с ближним. Ведь всё, что человек потребляет – дано от Бога.

Пасха напоминает: человек приходит в этот мир для добрых, созидательных дел.

Пасха на Руси традиционно отмечалась не только молитвой и праздничным столом, но и добрыми делами и щедрой благотворительностью. Поэтому к празднику заринцы организовали несколько благотворительных акций. От Чайковского техникума промышленных технологий и управления депутатом Ольгой Геннадьевной Семёновой были предоставлены куличи, которые после освящения раздали лежачим постояльцам «Дома престарелых и инвалидов» и детям.

Местными жителями была собрана одежда для тех, кто нуждается в помощи. Акция проводилась Советом микрорайона «Заринский» второй год подряд.

Праздник не только вдохновил на благотворительность, но и объединил местных жителей. Усердно готовясь к проведению «Весёлого воскресенья», члены Жилищного комитета и волонтёры от микрорайона организовали отряд, который в течение недели чистил площадь от снега, льда и мусора, чтобы асфальт к празднику был чистым и сухим. Проникнувшиеся идеей праздника заринцы помогали, чем могли, не думая о материальном вознаграждении.

«Пасха – самый светлый, самый принимаемый и любимый праздник. Его любят все - от мала до велика, - поделилась настроением Елена Николаевна Никифорова, председатель Совета микрорайона «Заринский», - В этот день стараешься быть особо честным и чистым и передаёшь это детям. Пасха – искренний праздник. Он несёт самое светлое, самое доброе! Людям сегодня так не хватает именно этого - настоящего. А здесь все становятся добрыми и настоящими».

В народных играх - нравственные ценности предков.

Пасхальные гуляния на Руси славились хороводными и посиделочными играми, молодецкими забавами. Весь день на импровизированной сцене микрорайона «Заринский» пели и плясали, веселясь от души, вовлекая в свои игры всех желающих, именитые чайковские фольклорные коллективы - удмуртский национальный ансамбль «Золотая осень» и детский фольклорный ансамбль «Барабушка» - известные не только на Чайковской территории, но и за пределами Пермского края.

Колоритные участницы удмуртского ансамбля под руководством Людмилы Демьяновны Филипповой развлекали детвору и взрослых пасхальными играми с катанием яиц, перепрыгиванием через настоящие плетёные лапти, с чтением стихотворений, награждая самых активных сладкими призами.

Ребятами и девчатами в ярких русских народных костюмах из «Барабушки» был представлен репертуар, состоящий именно из пасхальных песен, игр и хороводов, которые были характерны когда-то для жителей Чайковского района. ««Барабушка» - носитель традиционной культуры, - рассказывает о коллективе Татьяна Николаевна Юрьева, специалист «Чайковского районного центра культуры», - Руководитель ансамбля Елена Викторовна Бурнышева работает на экспедиционном материале, то есть, по записям, которые собирались ею в конце прошлого столетия по сёлам и деревням у 80-90-летних бабушек. Это ценнейшее наследие ансамбль передаёт теперь молодому поколению».

Несколько лет занимается изучением традиционной казачьей культуры семья Ворожейкиных - Дмитрий Юрьевич и Любовь Витальевна. На празднике супруги проводили игры для подростков и молодёжи «Молодецкие забавы», которыми любили забавляться казаки в старину именно на Пасху.

Согласно исследованиям историков и культурологов, народная игра концентрирует внимание современных детей на социальном значении происходящего, высвечивая в нём социально-культурную и нравственную ценность. Народные игры создают условия для проявления чувства товарищества, чувства своей группы, где попутно происходит осознание каждым из участников своей принадлежности к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному.

Как отмечает один из русских философов, культуролог Михаил Бахтин, «культивирование народных праздников - дело чрезвычайно серьёзное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта». Поэтому Пасха на Заре становится всё более масштабной. По словам Татьяны Юрьевой, «такого выхода в народ пасхальные гуляния не видели ни в одном другом микрорайоне нашего города». «Мы пытаемся передать атмосферу народного гуляния, которое существовало в досоветский период, - поясняет она, - Конечно, полностью воссоздать её невозможно, но трансформирование народной традиционной культуры в современном мире здесь прослеживается очень ярко».

Елена Владимирова.