Новости Пермской митрополии

«Во время поста мы должны выглядеть светло, чисто и радостно»

21 Февраля 2018

Накануне Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме краевой столицы.

По завершении Божественной литургии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунугрский сердечно поздравил прихожан с воскресным днем и обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь совершает Отдание праздника Сретения Господня.

Евангельское повествование, которое предложила нам Святая Церковь за богослужением повествует о том, что если человек хочет, чтобы Господь простил ему согрешения его, то и человек должен простить согрешивших против него. Также в сегодняшнем евангельском повествовании сказано, что если человек решил приступить к посту, то он не должен делать скорбный вид и не должен превозноситься над теми, кто не постится, иначе из поста ничего кроме осуждения и небрежения к самим себе ничего не получится. И в результате человек не получит никакой пользы.

«Когда постишься, - говорит Господь, – помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6;17), – это образ того, что мы, во время поста, должны выглядеть светло, чисто и радостно, чтобы не казаться перед людьми теми, кто несет какое-то лишение. Если мы постимся с радостью, то и на лице нашем будет радостным. Если человек поститься только потому, что Церковь это предписывает, но сам человек не хочет нести этот подвиг, или он настолько привязан к еде, что пост для него становится пыткой и принуждением, тогда, может быть, и не стоит начинать поститься. Пусть такой человек продолжает есть то, что он привык есть. Это будет меньший грех, чем тот, когда человек будет исполнять внешние действия поста, но при этом осуждать и гневаться на ближних, делая вид, что он постится. От такого поста нет никакой пользы.

В канун Великого поста Святая Церковь предлагает нам евангельское повествование, как бы напоминая: братья и сестры, пост, это наше стремление пересмотреть и проанализировать свою жизнь, а отказ от определенной пищи, которую Святая Церковь не рекомендует нам в дни поста служит вспоможением к этому. Отказываясь от грубой пищи, мы тем самым помогаем себе в духовном делании, потому что когда человек плотно поест и отдохнет, то не захочет молиться. Это обычный эпизод из нашей жизни. Святая Церковь помогает нам облегчить нашу жизнь и помогает нам подумать о том, что жизнь идет, а мы себя успокаиваем тем, что есть еще время для покаяния, но начнем мы поститься, каяться, участвовать в Таинствах Церкви когда-нибудь позже. Но, часто оказывается, что человек, который так рассуждает, не успевает во время своей земной жизни приступить к этому. «Кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?» (Мф. 6;27). Разве время нашей жизни находится в нашем распоряжении?

Мы должны понимать, что время, которое определяет Святая Церковь, и которое мы называем Великим постом, должно быть максимально эффективно нами использовано. Потому что это тот промежуток времени, когда Святая Церковь помогает нам задуматься над нашей жизнью. Очень часто мы не находим времени задуматься над этим, мы часто ссылаемся на свою занятость, на суету. Святая Церковь предлагает нам особый период времени, особый режим питания, предлагает молитву. Святая Церковь предлагает нам то, что способствует нашему душевному здоровью.

В дни Великого поста мы должны себя вести так, чтобы для других людей мы не стали соблазном, не стали бы преградой ко Господу, изображая из себя постящихся, только для того, чтобы на нас обратили внимание. Этого делать не надо. Это внешнее, показное и наносное, которое никакой пользы не принесет. Во время поста Святая Церковь призывает нас умыть лицо свое, призывает нас торжественно и радостно смотреть на мир, который Господь нам дал.

Вторая составляющая, о которой повествует сегодняшнее евангельское повествование состоит в том, что если человек хочет, чтобы Господь простил ему его грехи, то необходимо и человеку простить тех, кто, как он считает, его оскорбил или обидел. Потому сегодняшний день называется прощеным воскресеньем.

По традиции, в этот день мы собираемся в храме, священнослужитель произносит молитву перед началом Великого поста испрашивая у Господа благословения, чтобы наступающий пост стал бы для нас успешным, легким, радостным, чтобы принес нам пользу для исцеления души и тела. Также мы просим прощения друг у друга, чтобы в легком состоянии души вступить в дни Великого поста и испросить у Господа простить наши прегрешения вольные или невольные.

Подумаем о том, что мы слышали в сегодняшнем евангельском повествовании в те, оставшиеся часы, которые отделяю нас от вечернего богослужения и от начала Великого и спасительного поста. Призываю на всех вас благословение Господне. Аминь».

Ольга Троицкая