Новости Пермской митрополии

Архиерейское богослужение в Крещенский сочельник

23 Января 2018

По окончании Литургии Архипастырь совершил Чин великого освящения воды и сердечно поздравил молящихся с праздником.

Основная и первоначальная цель установления праздника Богоявления – воспоминание и прославление события воплощения Сына Божия.

До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Богоявления включал в себя празднование и воспоминание сразу двух событий – Крещения Господня и Рождества Христова. Праздник был установлен 6 января (18 января по новому стилю).

Несколько раньше, чем в Православной Церкви, это событие отмечали еретики-гностики, которые не верили в воплощение Сына Божия и придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению.

В ответ на это Православная Церковь установила и у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, свидетельствуя этим, что в день Своего Крещения Иисус Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом во плоти. Подтверждая это, Святая Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения Господа воспоминание Рождества Христова.

Таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием – Богоявление. Установлением дня празднования служило не историческое соответствие этого числа дню рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и вторым Адамом, между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию Древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, – в шестой, ему соответствовало 6 января, первого месяца года.

Праздник Рождества Христова был впервые отделен от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века. Перенесение празднования Рождества Христова на 25 декабря было связано с противостоянием языческому культу солнца. В этот день римляне отмечали зимний солнцеворот – день явления «непобедимого» солнца, которое не могла одолеть зима и которое с этого времени приближалось к весне. Этот день был определен Церковью для воспоминания события Рождества во плоти Господа Иисуса Христа, Который в Новом Завете называется Солнцем Правды, Светом мира, Спасителем людей, Победителем смерти.

Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было установлено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святителя Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Установление празднования рождества Христова 25 декабря имело еще и другое основание. По мысли отцов Церкви III и IV веков – священномученика Ипполита Римского, святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Августина Аврелия и Тертуллиана, 25-е число декабря месяца исторически более всего соответствует дню самого рождения Господа Иисуса Христа.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин