Новости Пермской митрополии

15 Декабря 2019

Накануне, 14 декабря, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Евангельское повествование, которое сегодня предложила Святая Церковь для чтения в храме, начинается словами юноши, который спросил Иисуса Христа: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18;18). Далее Господь говорит юноши, что для того чтобы наследовать жизнь вечную, необходимо исполнять ветхозаветные заповеди. Тогда молодой человек отвечает Спасителю, что все это он исполнил в своей жизни. «Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18;20).

Для того, чтобы нам был более понятен смысл сегодняшнего повестования, нам необходимо обратиться к тому, о чем рассказывал евангелист Лука несколькими строчками выше, где Господь отвечал на действия Своих учеников, которые запрещали детям прикасаться ко Господу. Тот, кто бывал в Палестине, кто знает особенности и традиции восточных стран, тот понимает, насколько трудно человеку оказаться в окружении толпы детей, которые шумят и кричат, окружая человека со всех сторон. В ответ на дейстия учеников Господь отвечает: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18;16). И в этот момент, из толпы раздается вопрос юноши, который вопрошает Иисуса Христа о том, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Тогда Господь, отсылает юношу к закону Ветхого Завета. Юноша ответил Спасителю: «все это сохранил я от юности моей» (Лк. 18;21). Он чувствовал себя оправданным перед Богом и перед людьми. Тогда Господь, чтобы уязвить в этом юноше его греховный шаг и всем нам показать пагубность гордости и самодостаточности в духовной жизни, сначала отслылает вопрошающего к ветхозаветному закону, а после «ставит окончательную точку», предлагая ему проявить свое благочестие, говоря: «все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18;22). На этом моменте остановилось «благочестие» юноши, потому что все то, что юношей было сделано до этого момента, чем он похвалялся перед Спасителем и окружающими его людьми, все это было «сухим» исполнением закона.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что Господь не укоряет юношу за наличие у него большого богатства, потому что существует много святых, которые были состоятельными при жизни. Они были богаты, но умели правильно распорядиться своим богатством, потому что считали его милостью Божией. Господь укорил юношу за то, что тот «сухо» и формально исполнял ветхозаветный закон, что он не проникся душой, не проникся смыслом ветхозаветных законов. Не было в действиях юноши любви. Господь призвал юношу к тому, чтобы оставить свое богатство, потому что тот не понимал всего смысла Закона, который тот исполнял.

После этого, Господь сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк. 18;24).

Возвращаясь к сюжету, о том, что Господь сказал: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18;16), я хотел бы сказать, что в детях нет никаких отягчающих оснований для того, чтобы припятствовать входу в Царство Небесное. Дети все воспринимают сердечно, разумно и безкомпромиссно. Они воспринимают все так, как слышат, прямо и без лукавства. В этом великий смысл и напоминание всем нам. Если закон, об исполнении которого говорил Спасителю богатый юноша, исполняется без любви, а лишь «сухо» и формально, то большой пользы он не принесет. Этот закон необходимо наполнить любовью, тогда он будет иметь смысл и приведет нас к тому, что мы будем осознавать свое недостоинство перед Господом, перед великим Таинством святой Евхаристии, и это осознание и сокрушение станут условием, которое ведет нас в Царство Небесное.

Святая Церковь воспевает: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5;3). Что такое «нищета духа»? Это осознания человеком своего недостоинства и признание того, что он ничего в себе не имеет доброго, и все доброе в нем от Бога. Если же человек, подобно евангельскому юноше, будет хвалиться исполнением Закона, то ничего доброго он не приобретет. Это, братья и сестры, тот момент, которые мешает нам с вами проникнуться смыслом заповедей и Закона, которые мы с вами исполняем.

Не будем уподобляться юноше, который формально исполнял Закон, но по своему сердечному и мысленному состоянию оказался беспомощными ответить на вопрос Спасителя. Господь укрепляет нас, помогает нам, но мы должны помнить о том, что каждое наше слово, каждое наше движение, которое мы совершаем в храме или в своей домашней молитве должно сопровождать чистосердечным стремлением, и тогда Господь за чистоту и смирениме ответит Своим божественным благоволением. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин