Новости Пермской митрополии

18 Ноября 2019

Накануне, 9 ноября, Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Глава Пермской митрополии сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Евангельское повествования сегодняшнего дня рассказывает о том, как Господь исцелил гадаринского бесноватого, в результате чего стадо свиней было ввержено в море, в результате человек, который был одержим духом нечистым, стал здоров. Это история далеко от нас отстоящих времен. Многие из нас относятся к этому повествованию, как к историческому расскажу о том, что совершилось две тысячи лет назад, не делая из него никакого вывода для себя. Да, конечно это повествование описывает ту среду обитания, в которой находился Иисус Христос во время Своей земной жизни, описывает те нравы и порядки, которыми жили люди два тысячелетия назад, но, значительно больший интерес для нас должно вызвать содержание этого рассказа. Если мы серьезно углубимся в суть сегодняшнего евангельского повествования и начнем анализировать его, то начнем раскрывать для себя больший смысл, чем историческое описание случившегося.

Человек, в котором обитал легион бесов, был лишен общения с другими людьми, его боялись, его изгнали за пределы общества. Он не мог быть вместе с людьми, поэтому он обитал за пределами цивилизации, как повествует Евангелие, он жил «в гробах» (Лк.8;27), то есть в пещерах, там, где не было людей, где не было живой силы, где не было общения. Туда, с темными силами, он был направлен. Враг рода человеческого увел его подальше от людей, от общения с ними. Люди старались не встречаться с этим бесноватым, обходить то место. Где он находился. По предписанию иудейского общества гадаринский бесноватый был отвержен. Вот какова была реакция общества на то, что духовная болезнь постигла этого человека. Люди исключили его из общества, потому что он представлял опасность, и никакие человеческие усилия не помогали в том, чтобы избавить его от власти темных сил. Люди определили ему местопребывание. Но, случается нечто: в гадаринскую страну приходит Иисус Христос и встречает на Своем пути человека одержимого бесами, которого боятся все местные жители. Господь его исцеляет. «Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него» (Лк.8;30). Можно сказать, что в этом человеке обитало множество пороков, которые нашли выражение в том, что человек стал сокрушим для бесов и далеким от соответствия понятию «творение Божие». Но, встретившись с Господом, бесноватый человек получил исцеление, человек который был неудержим в своем состоянии, разрывая на себе цепи, которыми его пытались связать. Получив от Господа исцеление, этот человек тихо, мирно, спокойно, умиротворенно, внимательно сев у ног Спасителя, слушал Его слово. Местные жители, конечно, были удивлены произошедшему. Но, далее, удивление людей превращается в другое состояние. Когда бес сказал Господу: «что? Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк.8;28) и попросил разрешения у Господа войти в стадо свиней. Господь позволил ему войти в стадо, которое устремилось с крутого берега в Генисаретское озеро. Стадо свиней погибло на глазах у местных жителей, которые были хозяевами этих животных.

Известно, что в Ветхом Завете для иудеев свиньи были нечистыми животными, мясо которых не разрешалось употреблять в пищу, но, тем не менее, для чего-то местные жители разводили этих животных стадами. Вокруг общества иудеев, которые занимали прибрежную территорию, жили языческие народы, с которыми они формально не общались, не имели никакого контакта, но зная, что они в пищу употребляют свинину, они выращивали свиней и продавали их ради личной выгоды. При этом иудеи считали себя правоверными и достойными того, чтобы Господь их не оставлял. Эти обстоятельства хорошо показывают существо падшей человеческой природы. Конечно, те, кто обладал стадом свиней, ринувшимся с горы в море, возопили и возмутились, что были лишены дохода. На фоне происходящего, скорее всего, местные жители уже забыли о чуде, которое сотворил Господь, забыли о бесноватом человеке, который стал, может быть, нравственно намного лучше местных жителей, нарушавших иудейский закон, ради своей личной неправедной выгоды. Видя то дело, которое сотворил Господь, местные жители не обратили внимание на духовную сторону происходящего, но обратили внимание на то, что они лишаются нечестивой прибыли на разведении свиней, и тогда, вероятно посовещавшись между собой, «просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом» (Лк.8;37).

Какие мы можем сделать выводы из сегодняшего евангельского повествования?

Во-первых, без участия самого человека, без твердой воли человека к участию в делах тьмы, бес не может обладать человеком и его волей. Если человек поддается на ухищрения темных сил и становится в состоянии некоего содружества с бесами, тогда они могут получить власть над человеком. Если человек не прибегает к помощи и заступлению Божию, враг рода человеческого может сделать с человеком то, что мы сегодня слышали в евангельском повествовании.

Во-вторых, из евангельского повествования мы видим, что жители гадаринской старны не возрадовались тому, что Господь освободил человека от духовной проказы, болезни, они не думали о том, что Господь и им может помочь, но они подумали, что если Господь останется в их среде, то им придется менять свою жизнь, придется вести себя таким образом, какой подобает правоверным иудеям, и стало быть, свиней выращивать уже не получится, в то же время, указывая на язычников, что они неверные. Придется вести себя в соответствии в ветхозаветным Законом, придется вести себя так, как подобает вести себя людям, знающим закон Моисеев, но жители гадаринской страны к этому были не готовы.

Постараемся, братья и сестры, слушая этот знакомый нам рассказ о гадаринском бесноватом, который предложила сегодня Святая Церковь за богослужением, попытаемся подумать о том, как мы с вами живем. Может быть, мы не содержим свиней для получения неправедной прибыли, но может быть, мы что-либо иное делаем из того, что не подабает нам делать, и то, что мы до поры до времени скрываем, в определенное время будет открыто для Бога и для других людей. И хорошо, если это не победит нас прежде и не превратит нас в инструмент дьявольского воздействия в мире сем. Меняется мир, меняется геополитика, меняются формации, меняется человек и сегодня мы не встречаем таких явлений, о котором повествует сегодняшний евангельский рассказ, и можно подумать, что меняется и реальность духовной жизни, но нет, враг и сегодня пытается оказывать влияние на человека. Сегодня темные силы пытаются найти более изощренные способы влияния на человека, он действует не таким открытым образом, но он находит всевозможные лазейки, чтобы уловить человека и его привязанности к каким-то зависимостям. Казалось бы, сегодня никто никого не связывает цепями, но как много современных людей повреждены различными страстями и зависимостями. Не надо забывать, что дьявол пытается уловить тот момент, чтобы начать управлять человеком.

Пусть Господь наставляет нас, вразумляет нас в нашей жизни, чтобы нам не подпасть под власть дьявола, а если и случаются в нашей жизни какие-то ошибки и огрехи и мы чувствуем, что подпали под власть такой силы, с которой бороться в одиночестве трудно, мы должны, следуя Евангелию, прибегнуть ко Господу и Он поможет нам, очистит нас и соделает добрыми, чистыми, славящими Его во веки веков. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин