Новости Пермской митрополии

17 Июня 2019

Накануне, 8 июня, Глава Пермской митрополии совершил Всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с воскресным днем, причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Святая Церковь сегодняшее воскресенье посвящает памяти святых отцов I Вселенского Собора. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что память эту мы не случайно совершаем между празднованием Воснесения Господня и Днем Святой Троицы. В этом есть определенный смысл.

I Вселенский Собор славен тем, что на нем было сформировано в догматическом совершенстве то вероучение и то благовестие, которое Христос открыл всему миру, и прежде всего, Святой Церкви. Это вероучение выразилось в составлени Символа веры, который каждый христианин знает и читает каждый день. В этой молитве есть не только выражение нашей веры, но есть выражение веры Вселенской Церкви, в нем есть выражение того благовестия, которое Христос проповедовал, будучи на земле. Отцы, приехавшие на Вселенский Собор, преодолевая многие искушения, преодолевая многие сопротивления, благодатью Божией составили догматически выверенный Символ веры.

Когда Господь собрал Своих учеников на Елеонской горе и Возносился на небо, то обещал им, что не оставит их, хотя горесть разлуки со своим Божественным Учителем присутствовала и в период до дня Пятидесятницы апостолы пребывали вместе в некотором недоумении, потому что Господь сказав, что вновь будет с ними, не сказал когда это совершится. Это было не ведомо для апостолов. Когда в праздник Пятидесятницы Господь ниспослал Святого Духа на учеников и апостолов и они стали благовествовать всему миру, на тех языках, которые они уразумели после сошествия Святого Духа. Они благовествовали ту Истину, которую открыл Христос. Тогда совершилось обетование Божие, что Он их не оставит. Иисус Христос не оставил и Святую Церковь и свегодняшнее евангельское повествование, которое хронологически напрямую и не связано с сегодняшним праздником, но по существу в нем мы слышим молитву Господа к Богу Отцу о святых апостолах, о всем мире, наипаче о Церкви и о тех, которых Он оставил на земле. Иисус Христос молится Отцу о том, чтобы Он ниспослал им единение, чтобы они, как овыцы среди волков не погибли прежде времени. Об этом молитва Господа. Господь не оставляет Свою Церковь ни на секунду. Казалось бы Он оставил Свое земное пребывание, но Он пребывает в Святой Церкви. В молитве к Богу Отцу Иисус Христос просит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17;9-11). Господь знал, что посылает святых апостолов не только на проповедь слова Божия, но он посылает их и как жертву. Мы знаем, что только один апостол – Иоанн Богослов скончался своей смертью. Все остальные были усечены мечом, распяты… Они принести себя в жертву Святой Церкви. Обетование благодати Святого Духа, которую Господь ниспослала через учеников на Свяую Церковь, пребывает в ней и будет пребывать до скончания века.

Срели людей иногда встречается очень обывательское представление о том, что когда человек заходит в храм, тут же благодать Божия на него нисходит. Это не совсем так. Конечно, когда мы приходим в храм Божий, то ощущаем, что здесь особое пресутствие благодати Божией. Святая Евхаристия, Причастие, совершаемые в храме действительно есть самое великое единение нас с Богом, но если мы думаем, что благодать Божия, которая присутствует в храме и в Церкви без наших усилий, без нашего желания, когда и мысли наши далеки от Бога, снизойдет на нас, и мы выйдем из храма уже обновленными, то мы очень ошибаемся. Без нашего усердия, без нашей молитвы, без нашего желания, без нашего стремления, без нашего знания основ веры благодать Святого Духа не дастся нам. Если мы, находясь в храме, мыслями присутствуем в другом месте, то расчитывать на то, что мыйдем из храма облагодатствованными не приходится. Святая Церковь говорит о том, что в молитве, в труде, в стремлении нашем мы приближаемся ко Господу.

Я желаю нам, чтобы мы понимали, что благодать Святого Духа не дается только потому, что мы этого захотели. Она дается в результате нашей молитвы, в результате нашего исправления жизни, в результате желания исправить свою жизнь, в результате наших усилий. Тогда подается благодать святого Духа. В отношении этого вопроса в ранней Церкви существовало очень много заблуждений, которые вдальнейшем на Вселенских Соборах были осуждены. Человеческой природе свойственно усваивать догматические истины, удобным ей способом, но это не та область, где человек может что-либо прибавлять или отнимать. Святая Церковь учит тому, что только в усердной молитве мы можем расчитывать на то, что Господь нам сниспошлет благодать Святого Духа, укрепляющую и наставляющую нас на путь в Царствие Небесное. Аминь».

Ольга Троицкая


Фото: Ольга Троицкая, Юрий Кищук