Новости Пермской митрополии

12 Ноября 2018

Накануне, 3 ноября, Глава Пермской митрополии совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником, причастников с принятием святых Христовых Таин и обратился с проповедью:

«Сегодня Святая Церковь совершает празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Связано это празднование с тем, что в один из исторических моментов жизни нашей страны названным смутным, в начале XVIIвека, случилось великое бедствие. когда Российский престол был занят чужестранцами, которые расположились в Кремле. Эта история имеет много предшествующих событий. Так называемая государственная элита, в свое время, была занята решением своих личных интересов, далеких от интересов государства и народа. Все это привело к тому, что эта «элита» оказалась замешена в перевороте, и позволила неприятелю войти в столицу, в сердце нашей Родины. Все это произошло не внезапно и не случайно. Наступило время когда люди поняли, что их собственных возможностей и сил недостаточно для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию. Наступило некое оцепенение во всем государстве. Я говорю все это, опираясь не на свои домыслы, а на исторические документы. Народ не понимал по какому историческому пути ему дальше идти и кто будет править Россией. Все эти вопросы живы и сегодня, они не относятся только к XVII веку.

Не видя иного выхода, русский народ бъединился и взмолился к Божией Матери. Было принято решение освободить свою страну, свое Отечество от того, кто варварским образом по отношению к нашим предшественникам пытался реализовывать свои интересы на территории нашей страны. Обратившись к помощи Божией Матери, русский народ составил ополчение, и укрепляемый заступничеством Божией Матери, воодушевившись им, дал отпор врагу.

Божия Матерь предала русскому войску силу, уверенность, надежду на то, что их действия, их труды, их объединительный поход принесет результат, и эта надежда оказалась оправданной.

Сколько еще существует примеров в истории нашего Отечества, когда народ, наши предшественники обращались к Божией Матери, к Ее покровительству, заступлению… Сколько чудес произошло по молитвам Пресвятой Богородицы в решении судьбы нашего Отечества! их не перечесть. Свидетельством этих чудес является то множество икон Божией Матери, которые Святая Церковь чтит и прославляет, то множество храмов Божиих, которые посвящены Божией Матери или явлению Ее чудотворных икон, Ее покровительству.

Я не буду останавливаться подробно на исторических событиях смутного времени, которые всем нам должны быть хорошо извествны. Сегодня мы совершаем празднование святого образа Божией Матери «Казанская», вспоминаем великие чудеса, явленные от этой иконы и прославляем Преблагословенную Деву Марию, прославляем Ее милосердие к нам, которое непрестанно изливается на нас, на наше Отечество, на нашу жизнь, не взирая на то, что мы часто бываем неблагодарны. Существует множество документальных свидетельств о чудесах, произошедших по молитвам перед Казанской иконой Божией Матери и, как правило, они происходили тогда, когда наше государство находилось в стиснутых обстоятельствах, когда у наших соотечественников не оставалось выхода и надежды на свою силу, на силу своего разума, на свое войско.

Прославляя Матерь Божию и Ее чудотворную икону «Казанская», не будем забывать, что Пресвятая Богородица не взирая на нашу неблагодарность, забывчивость и потребительское отношение к Богу, к Церкви к нашему спасению, не оставляет нас. В этот день еще раз сердцем и душой обратимся к Божией Матери, которая является нашей общей Матерью, Заступницей. Да не остави Она нас грешных, неблагодарных, недостойных Своим покровительством и Своим попечительством, любовью и защитой.

В сегодняшнем евангельском повествовании мы слышали рассказ о богаче и Лазаре. Это хорошо известная всем нам притча. Жил один богач и все у него казалось бы было, не было только одного, главного – понимания того, что за все блага, которые он имеет надо благодарить Бога. Из Евангелия мы знаем и то, как надо благодарить Бога, Сам Христос об этом сказал: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25;40). То есть, если мы оказали милость ближним своим, то выразили тем самым свою благодарность Богу. Иисус Христос продолжил, сказав, что на Страшном суде Он может дать и другой ответ человеку: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25;45). Этого, к сожалению, богатый человек не знал.

Рядом с бочачем жил несчастный Лазарь, у которого не было своего имения и который всю свою жизнь провел в бедности и страданиях. Притча эта оканчивается тем, что после смерти Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраама, а богач попал в геену огненную.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что по учению святых отцов, богатый человек попал в место, «где плачь и скрежет зубов» не потому что был богат. Среди святых людей очень много князей и вельмож, которые шли по пути церковному и унаследовали святость. Святая Церковь прославила их. Стало быть, не богатство является преткновением по пути в Царство Божие, а то, как человек распоряжается богатством.

Евангелие не повествует нам о том, что Лазарь, будучи бедным и несачстным роптал на свою судьбу и пытался сотворить какое-то зло богачу от гнетущего его чувства несправедливости, чтобы как-то облегчить свое состояние. Лазарь ничего этого не делал. Он, будучи в бедном, несчастном состоянии, которое он влочил на фоне благополучия богача, которое его окружало, молился Богу и не роптал. Поэтому, после смерти, Господь удостоил Лазаря быть на лоне Авраамовом. Не потому, говорит Господь, Лазарь унаследовал лучшее место, что был беден и несчастен, а потому что он принял свою судьбу, молился и благодарил за все Бога. А, тот, кто обладал богатсвом, но не был благодарен за это Богу, кто считал, что он владелец своей жизни и судьбы, когда умер, был отправлен в место, где «плачь и скрежет зубов». Увидев Лазаря на лоне Авраама, богач обратился к пророку Моисею с просьбой послать на землю к живущим еще его братьям вестника, который предупредил бы их о том, как надо жить, чтобы не сподобиться той же участи, что и богач. В ответ на эту просьбу Авраам сказал, что на земле есть Закон, есть пророки, есть Моисей, там есть у кого спросить и поучиться. Что ответил богач? Он сказал, что братья его не поверят Моисею. И, отвечает ему Авраам: если Моисею и пророкам не поверят, то они не поверят никому. Это страшные слова, которые следует запомнить и нам.

Подводя итог, я хотел бы сказать о том, что Господь будет судить нас не за наличие богатсва или за его отстутствие. Нет. Он будет судить нас исходя из того, что мы знаем притчу, которая сегодня была прочитана за богослужением, Он будет судить нас за то, что мы знаем из Евангелия и из учения Церкви, что ни богатсво, ни бедность не решают нашей участи в Царствии Божием. Нашу участь решает знание этого и соотвественное решение и поведение в нашей жизни. Какой путь мы изберем? путь безразличия и злоупотребеления того, что дает нам Господь или нечто другое? Сегодня мир предлагает нам комфортные условия, появилось много вещей, которых раньше не было, они появляются со временем, а мы не фиксируем это и считаем, что все происходит само собой. Это расслабляет нас, увлекает и мы забываем Бога. У нас сегодня существует множество потребительских потребностей, но мы забываем о духовной потребности, которая должна вести нас в храм. Если мы будем помнить о духовной стороне нашей жизни, тогда мы будем чувствовать, что мы действительно дети Божии. Не забудем о том, что Господь спросит у нас за то, что мы знаем об этом, за то что мы знаем что есть пагуба, а что есть спасение».

Ольга Троицкая