Новости Пермской митрополии

27 Августа 2017

Накануне, 18 августа Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Мефодий, митрополит Пермский и Кунгурский сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с архипастырским словом:

«Праздник Преображения Господня, который мы сегодня отмечаем, связан с евангельским событием произошедшим незадолго до крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа. Господь взял учеников Своих – Петра, Иакова и Иоанна и поднялся на гору, чтобы помолиться там, как повествует нам Священное Писание. И, когда Он молился, преобразилось не только Его лицо, но и одежда, и все естество Христово. Христос излучал Свет, который был необычен для апостолов, который был непонятен для них. Во время Преображения, как повествует евангелист Лука, святые пророки Илия и Моисей вели речь о предстоящих страданиях Господа. Об этих страданиях ученики Христовы знали, потому что накануне события Преображения Иисус Христос говорил Своим ученикам о том, что Ему должно пострадать. Но, каким образом ученики отреагировали на эти слова Спасителя? Они начали просить сесть справа и слева от Христа в Его Царствии. Это человеческое понимание славы Божией, как земной власти, совершенно неприемлемо для христианского понимания.

Спустя шесть дней после беседы о предстоящих страданиях, как повествет евангелист Матфей, поднявшись на гору, произошло то событие, которое мы сегодня празднуем – Господь Преобразился. Ученики увидели славу Божию. В тропаре праздника написано, что ученики видели славу Христову «якоже можаху», то есть настолько, насколько они могли вместить ее, насколько они могли воспринять ее умом, настолько они ее и поняли. Христос являет ученикам Свою славу после беседы о Своих страданиях. Об этих же страданиях говорили пророки Моисей и Илия.

Петр, Иаков и Иоанн еще не понимали, что в Преображении им была явлена подлинная Слава Христа и подлинная Сила, которые Господь Иисус Христос являет всему миру. Ради этого явления Он и пришел в мир. После Преображения Ему предстояло пострадать для того, чтобы искупить первородный грех и дать человеку возможность пребывать в Славе Божией.

В Своем Преображении Христос явил неестественный Свет. Ученики Христовы видя его испытывают нечто такое, что они не могут объяснить, но в лице апостола Петра говорят: «хорошо нам здесь быть» (Лк. 9;33). В произошедшем событии было нечто, что воздействовало на святых апостолов. Апостол Петр не зная что говорит, предложил сотворить три кущи – одну Господу, одну Моисею и одну Илие. Апостолу Петру было хорошо, и он конечно же хотел остаться в этом месте и в этом состоянии. Он до конца не понимал, что Христос пришел для того, чтобы было радостно не только апостолам, но и другим людям, всему человечеству, и что Господь являет Свою божественную славу, которая неподвластна человеческой мысли и неподвластна человеческим действиям.

Апостолы рассуждая о Царстве Христовом понимали его по человеческому мудрованию. Такое рассуждение свойственно и нам с вами. Понимая славу Божию по-человечески, ученики просили у Христа сесть справа и слева от Него в Царстве, то есть просили разделить власть с Господом в земном понимании. А Христос являет иную славу, иное величие, иную власть, которая неподвластна никому и ничему.

Ученики Христовы еще не были просвещены Духом Святым, они еще не были апостолами, которые пошли проповедовать, полагая свои жизни за слово о Христе. Апостол Петр не понимал, что мир еще ждет своего просвещения, что мир еще ждет искупления, что мир еще ждет явления Христа по Его Воскресении, ждет Его Славу, ждет Его власть, ждет Его прославления.

Как повествует Евангелие, когда ученики Христовы спустились с горы Фавор, то снова окунулись в суетный греховный мир и их тут же встретил отец больного юноши, который сказал Христу, что ученики Его не могут исцелить бесноватого отрока, и тогда Христос сказал: «доколе буду терпеть вас?» (Лк. 17;17), и добавил «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17;21). Так повествует о событиях последующих за Преображением Господнем евангелист Матфей.

Сегодняшний праздник посвящен великому событию – Преображению, к которому и сегодня призывает нас Христос и Святая Церковь. Господь не призывает нас занять высокий пост, сесть рядом справа или слева от земного царя и властвовать, к чему сегодня особо стремится человечество, воспитанное потребительской идеологией, которая проникла во все сферы жизни. Эту идеологию предлагают сегодня всем нам так, как будто в этом и заключается смысл жизни и спасение. А апостол Петр говоря на Фаворе: «хорошо нам здесь быть» (Лк. 9;33) свидетельствует о ином. Какая благодать, какая сила, какая радость, какое торжество – необъяснимое и неизъяснимое были явлены на горе Фавор. Христос явил Своим ученикам то, что весь мир еще не ведал. Всему миру еще предстояло познать Свет Христов, чтобы стремиться к этому Свету, чтобы стремиться быть со Христом. Как радостно быть с Ним! Как надежно быть со Христом! Знающий это подобно апостолу Петру восклицает: «хорошо нам здесь быть» (Лк. 9;33), хорошо нам быть вместе со Христом! Аминь.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин