Новости Пермской митрополии

16 Июля 2017

Накануне, 8 июля Архипастырь совершил всенощное бдение в главном храме г. Перми.

За Божественной литургией Владыка Мефодий прочитал особую молитву о мире на Украине.

В завершение богослужения Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

«Сегодняшнее евангельское повествование рассказывает об исцелении двух гадаринских бесноватых. Жители гадаринской местности отвергли людей одержимых бесами. Одного из бесноватых они пытались заковать в цепи, но даже цепи не могли сдержать его. Человеческие силы были неспособны сковать ту злую силу, которая овладела бесноватым. Человек не смог сам справиться со злой силой без Бога. Что сделали люди? Они отделили этого человека от своего общества, отослав его подальше от людей и забыв о нем. Такой прием существует и в нашем обществе. Но, вдруг в жизни этого бесноватого человека появляется Христос. Евангелие повествует, что, увидев Иисуса Христа бесы возопили, понимая, что божественная Сила способна уничтожить любое зло. Обращаясь ко Господу, они сказали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8;29).

Мы знаем, что ничего общего между правдой Божией и злой силой быть не может. Господь сотворил чудо – освободил, казалось бы, совершенно безнадежного человека, которого ничто не могло сдержать, которого человеческое общество выдворило туда где нет людей, где нет общества, где нет цивилизации, где нет человеческого общения. Его выбросили в пустоту, во тьму. Но Господь совершает чудо – Он побеждает ни одного, а легион злой силы. Какова реакция людей, видевших это чудо? Они видят изменившегося бесноватого. Они видят и знают, что сотворил Господь, но не верят тому, что произошло. Они не верят, что человек, на котором «поставили крест», о котором забыли, на исцеление которого не было никаких надежд – стал нормальным человеком. Видя все это, жители гадаринской страны просят Христа отойти от их пределов.

Действительно сила Божия велика, сила Божия непобедима. Если бы мы до конца понимали это и верили бы в это, то какой бы силой мы обладали. Но мы только рассуждаем о вере, слушая Евангелие. Покинув пределы храма, мы очень часто, приободрив себя, начинаем быть творцами своей судьбы, оставляя Бога на периферии своей жизни.

Господь исцелил бесноватых людей и послал злую силу в свиное стадо. Удивительно, что в иудейском обществе оказалось стадо свиней, потому что для иудеев свинья – нечистое животное. Существует несколько толкований святых отцов по поводу того, откуда взялось в иудейском обществе свиное стадо. Одно из толкований указывает на то, что свиней держали язычники. Другое толкование указывает на то, что иудеи пасли свиней для продажи язычникам. Тем не менее для иудеев свиньи были нечистыми животными. И Господь позволяет бесам войти именно в этих животных, потому что иудеи считали их злом. Зло должно было войти во зло, а далее евангелист Матфей описывает, что свиное стадо бросилось в море и погибло.

В Ветхом и в Новом Заветах образ моря – это нескончаемая и безвозвратная глубина. То есть Господь направил злую силу через нечистых животных, через злой предмет, в пучину морскую, откуда нет возврата, где окончательная погибель. Господь отправил бесов, отправил зло туда, откуда нет возврата.

Какие выводы мы можем сделать из сегодняшнего евангельского повествования? Во-первых, Евангелие нам сообщает, что человек без Бога не может преодолеть трудности и искушения, которые встречаются на его жизненном пути. Человек без Бога не может преодолеть злую силу, которая одолевает его. Но, в то же время, Господь не позволяет диаволу полностью уничтожить человека, то есть совершить то, что падшее творение так желает. И, второй вывод, который мы можем сделать, заключается в том, что зло должно быть уничтожено и ничего не может быть общего между праведностью и злом.

Сегодняшнее евангельское повествование с одной стороны сложное, с другой стороны весьма понятное. Без Бога человек не может в своей жизни творить ничего доброго. Конечно человек способен без Бога творить и очень часто, к сожалению, творит. Но что есть творение человеческое без силы, помощи и благодати Божией? В результате такое творение не помогает человеку, не делает человека более совершенным, но делает человека и его окружающую действительность зараженной и стремящейся к уничтожению. Все мы это наблюдаем и понимаем. Будем стремиться к тому, чтобы наши слова и наши мысли совпадали, когда мы обращаемся ко Господу. Чтобы слова наши не звучали, как кимвал, и чтобы мысли наши не отстояли далеко от сказанных нами слов. Тогда и результат мы получим соответственный.

Мы должны понимать, что без воли Божией, без благословения Божия, мы в своей жизни не сможем преодолеть те искушения, которые мы имеем по своим грехам, которые мы имеем в соответствии своему поведению, мышлению и делам. Мы, часто совершая или помышляя грех, рассчитываем на то, что Господь не заметит его, но мы забываем, что Господь сердцеведец. Он знает наши мысли, наши помышления, а тем более дела.

Я еще раз хочу напомнить всем нам, что без воли Божией не совершается ни одно движение в нашей жизни. Некоторые люди слыша это начинают возмущаться и говорить: «а где же свобода человека?» Нам дана свобода, и мы способны совершать дела по совей воле, но ни одно благое дело мы не можем совершить без воли Божией.

Как редко можно сегодня встретить человека, который испрашивает благословение Божие на каждый шаг своей жизни: выходя из дома, совершая свои дела. Редко кто из людей открывая дверь своего дома говорит: «Господи, благослови». Чаще всего мы действуем и живет так, как считаем нужным, пока не случится что-то скорбное в нашей жизни. Даже тогда мы начинаем винить других людей, обстоятельства и Самого Господа. Но, не бывает так, чтобы мы жили в соответствии со своей волей, и в итоге получили бы что-то хорошее. Надо рассуждать исходя из слов Евангелия, тогда наша жизнь будет складываться таким образом, как написано в Евангелии, как Господь благословляет. Тогда мы действительно будем детьми Божиими и жизнь наша будет идти по промыслу и благословению Божию. Аминь».

Ольга Троицкая