Новости Пермской митрополии

1 Марта 2017

По завершении Божественной литургии Архипастырь сердечно поздравил прихожан с праздником и обратился с проповедью:

«Сегодняшнее воскресенье Святая Церковь именует – О Страшном Суде. Это один из, воскресных дней, который готовит нас к Великому посту.

Страшный Суд, это то событие, которое еще не совершилось в истории человечества, но это то событие, которое подведет итог жизни на земле каждого из нас. Это событие действительно произойдет, потому что об этом сказал Господь и Спаситель наш.

Многие выдающиеся умы, на протяжении всей истории человечества занимались изучением вопроса Страшного суда. Людям хотелось знать, что это за событие, о котором свидетельствует Святая Церковь, но которое еще не произошло. Вокруг этого вопроса возникало много ересей и разномыслий. Богослов III века Ориген заявлял, что когда настанет Страшный Суд, то все будут прощены, в том числе и враг рода человеческого. Святая Церковь на V Вселенском Соборе остановила эту идею, осудив заблуждение Оригена.

Если мы по существу обратимся к теме Страшного Суда, если мы обратимся к Евангелию, то Сам Христос нам ответит на вопрос о Страшном Суде со страниц Священного Писания. Когда придет на землю Сын Божий во славе Своей со святыми Ангелами, то Он не спросит человека о его принадлежности какой-либо национальности или о том, какое образование человек получил во время своей земной жизни. В Евангелии нет указания на это. Господь будет судить человека по его делам, по тому насколько человек был человечным по отношению к другим людям. Что значит быть «человечным»? Это значит то, насколько человек смог с пониманием и заботой отнестись к своему ближнему, насколько он смог понять своего ближнего, насколько он смог оказать ему помощь. Замечал ли человек только себя и свои интересы в земной жизни или видел и учитывал интересы других людей? Относился ли человек к своему ближнему как к самому себе? Понимал ли, что и другие люди имеют слабости, немощи и болезни? Если человек во время своей земной жизни видел и замечал своего ближнего и откликался на его проблемы, оказывая помощь, то он осуществил призвание, которое было дано ему с момента его сотворения. Хотя прародители наши – Адам и Ева отступили от этого призвания, но крестная смерть Христа избавила нас от прародительского греха и восстановила право человека идти тем путем, который человек избирает, опираясь на помощь Божию.

По слову святителя Филарета, митрополита Московского: «Плохой гражданин земного отечества не может быть хорошим гражданином Отечества Небесного».

В сегодняшнем евангельском повествовании Господь говорит одним: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25;34), а другим: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25;41).

Когда мы предстанем пред Господом на Страшном Суде, то Он спросит нас, только об одном: были ли мы такими, какими призвал нас быть Господь. Если человек в своей земной жизни говорил только: мне надо, я думаю, я решаю, я хочу…, то никакие звания и статусы не помогут ему на Страшном Суде. Никакие земные почести и привилегии не станут определяющими в этот священный и страшный момент, когда каждому придется ответить на вопрос, заданный ему Господом.

Вспомним молитву фарисея, который перечислял перед Господом дела, которые он сотворил – давал десятину, исполнял все предписанное Законом Моисея. Но все это он делал только потому, что так было предписано ветхозаветным Законом. Вместе с этими действиями он осуждал стоящего в конце Храма мытаря, который, по его мнению, ничего хорошего не сделал. Фарисей давал десятину не по потребности своей души и сердца, а потому что Закон так предписывал. Святая Церковь ограждает нас от подобного действия и устроения.

В сегодняшнем евангельском повествовании Христос предлагает войти в Царство Небесное тех, кто сотворил дела милосердия по устроению своего сердца, кто накормил, напоил, принял, одел, посетил ближнего потому, что таково было понимание человека о устроении этого мира. Люди должны жить так, не потому что они обязаны так, а не иначе поступать, согласно внешнему Закону, ожидая соответствующее воздание, а потому что таково устройство их сердца.

Такие мысли должны посещать нас, братья и сестры, в канун Великого поста.

Не случайно это евангельское повествование читается за неделю до наступления Великого поста. Святая Церковь напоминает и предлагает нам путь, который поможет избежать этого страшного определения стоящим ошуюю Господа. Мы должны трезво и взвешенно подумать и оценить те слова и примеры, которые мы слышали в сегодняшнем Евангельском повествовании, чтобы нам не уподобиться тем людям, которые были призваны совершать в этом мире дела милосердия и добра, тем самым отображая в своей деятельности и в своей душе образ и подобие Божии, но не использовали эту возможность и не исполнили своего предназначения в этом мире.

Те, кто не делает дел милосердия, затмевает с себе образ и подобие Божии. Они уходят в страну далече. Туда, где тьма и скрежет зубов, потому что они не соответствуют тому замыслу Божию о человеке, который существует в этом мире, а стало быть им трудно будет и в будущей жизни видеть правду и свет, к которым призывает нас Святая Церковь и к которым призывает нас Господь через Священное Писание.

Слушая сегодняшнее евангельское повествование, постараемся в дни Великого поста удержаться хотя бы на среднем пути, ведущим нас ко Господу. Дай Бог, каждому из нас понять, каково наше место в этом мире, каково наше мировоззрение и насколько мы следуем тому призыву, который обращен к нам со страниц Священного Писания, приглашая нас унаследовать Царство Божие и вечную жизнь. Аминь».

За богослужением в сан иерея был рукоположен диакон Сергий Кайшев.

Ольга Троицкая


Фото: Константин Дубровин