Новости Пермской митрополии

14 Ноября 2016

За Божественной литургией Владыка Мефодий прочитал особую молитву о мире на Украине.

В завершение Божественной литургии Его Высокопреосвященство сердечно поздравил всех с воскресным днем и обратился с архипастырским словом:

«Сегодня мы прославляем икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Я хотел бы в очередной раз напомнить, что только наша усердная молитва может соединить нас с Тем, к Кому мы в ней обращаемся. Если мы без усилия, без осознания произносим слова молитвы, обращенные к Богоматери, то ничего хорошего ожидать нам от этого не следует.

Часто мы ссылаемся на других людей – они просят и получают просимое от Бога, Божией Матери, святых угодников. Мы не придаем значения тому, каково устроение сердца тех людей, которые получают просимое в молитве. Мы не знаем устроение их души, мы не знаем, с какими чувствами они обращаются к Богу и Его Пречистой Матери, мы не ведаем глубины их молитвы. Мало просто повторить внешние действия истинно молящегося человека. Надо вложить душу и сердце в свою молитву, чтобы получить то, о чем мы просим, если это нам на благо и содействует нашему спасению.

Сегодняшний евангельский отрывок очень серьезный по своему содержанию. Это, известная многим, притча о богатом и Лазаре, которая рассказывает нам о двух людях. Первый – богатый, который жил беспечно – веселился, имел многие земные блага. Второй – бедный, который ничего не имел и был болен. Пришло время и оба они стали перед лицом смерти. Надо полагать, что богатого человека похоронили с особыми почестями, а бедного человека, на которого никто не обращал внимания, погребли сердобольные, добрые люди. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16;22).

В этой притче есть несколько важных моментов. Во-первых, пребывая в аду, богач просит Авраама: «пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16;27-28). Каков был ответ? «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16;31).

Ничто не может разбудить душу людей, которые не хотят впускать в свою жизнь Бога и Его установления. Часто и мы бываем похожи на этих людей. Евангелие говорит нам, что здесь, на земле, у нас «есть Моисей и пророки» (Лк. 16;29). Нам все дано для нашего спасения. Но мало просто знать Закон Божий и учение Церкви, необходимо жить в соответствии с ними.

Очень часто бывает так, что только к завершению своей жизни человек понимает, что вся жизнь его шла вразрез с установлениями Церкви, с заповедями Божиими. В итоге, когда приходит пора переступить порог вечности, человек задает вопрос: как спастись? И здесь мы снова вспоминаем богача, который просит в притче послать Лазаря в дом братьев, чтобы он засвидетельствовал им об адских мучениях, чтобы и они не пришли туда. Но это свидетельство не спасет человека, который не хочет жить по Закону Божию. Нельзя, живя в свое удовольствие, игнорируя законы духовной жизни, надеяться на то, что придет некий Лазарь и изменит положение.

Второй вывод, который мы можем сделать, слушая сегодняшнее Евангельское повествование таков: не богатство само по себе спасает или губит душу человека. Множество великих людей прославленные Святой Церковью были весьма богаты, обладали огромным имуществом. Но это лишь сопутствовало их жизни. Главным в их жизни был Господь. Поэтому они после смерти и унаследовали жизнь вечную. А богач, о котором говорит притча – не понимал, что в этой жизни главное.

Еще я хотел бы обратить внимание на то, что человек, о котором говорит притча – Лазарь, был беден и болен. Он был тем персонажем, который вобрал в себя всю скорбь человеческой жизни. Но он не роптал на обстоятельства, в которые Господь его поставил. Он переносил все это и считал, что если он находится в скорбных и тесных обстоятельствах, значит такова воля Божия о нем. Он не спрашивал Бога, за что ему эти испытания. Евангелие нам не сообщает, что он испытывал зависть к богатому человеку, или как-то пытался претендовать на его имущество, или возроптать на те обстоятельства, в которые Господь его поставил. Вот за это он и был вознесен на лоно Авраамово, а не за то, что он был беден и лежал у ворот богатого. Он был вознесен на лоно Авраамово за понимание того, что он должен нести тот крест, который ему дан Богом. И богач не за свое состояние оказался в аду, а за то, что его состояние стало иметь власть над ним. Множество людей, прославленных Церковью были очень богаты, но это богатство не обладало ими. Оно было второстепенным в их жизни, а первостепенным была слава Господа и Спасителя, даровавшего жизнь нам и дарующего каждому из нас те возможности, которыми человек может воспользоваться в силу его интеллекта, в силу его душевного состояния, и в силу потребностей, которые ему необходимы. Вот об этом надо рассуждать, слушая сегодняшнее Евангельское повествование. Аминь.

Ольга Троицкая