Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1159
22 Августа 2014

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в проекте «Радио России из Пензы» «Читаем Лермонтова», прочтя стихотворение «Ангел» («По небу полуночи ангел летел...»). И в интервью журналисту радиостанции, заслуженному работнику культуры Сергею Пономареву рассказал о своем отношении к поэту, Тарханам, и о том, почему выбрал именно стихотворение «Ангел».

— Владыка, мы благодарим Вас за согласие участвовать в нашем проекте «Читаем Лермонтова», в котором принимают участие люди разных профессий, школьники, студенты. И это, наверное, замечательно, что проявился у людей такой большой интерес к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, — особенно, в год его двухсотлетия.
— Да, безусловно. Тем более, что в проекте принимают участие люди, не просто связанные с литературой или образованием, а представители разных профессий. Причем стихи Лермонтова звучат и по радио, и по телевидению. И я радуюсь, когда вижу по телевизору, как читает стихи Тамара Михайловна Мельникова, директор музея-заповедника «Тарханы», либо кто-то другой. Безусловно, это дает возможность каждому из нас хотя бы немного соприкоснуться к прекрасному, даже тем, кто не принимает участие в проекте, а просто является телезрителем или радиослушателем.
— А когда Вы впервые познакомились с поэзией Лермонтова?
— Здесь, конечно, сыграло роль то, что мы живем в лермонтовских местах, поэтому для меня, как уроженца города Каменки, с самого детства запомнились Лермонтовские праздники поэзии, которые проводятся в первые выходные июля. Множество народа с Пензенской области и со всей России попадают в Тарханы, где все наполнено поэзией Лермонтова.
Как у всех, мое знакомство с творчеством поэта произошло в школе, которая первой открывает красоту многих произведений, в том числе, и Михаила Юрьевича.
— Вы, наверное, следите за судьбой музея-заповедника «Тарханы», который каждый год становится все краше. И волей-неволей сравниваете время, когда первый раз посетили его, еще в школьные года, и сейчас, когда построены к двухсотлетию классика новые объекты, просветительский центр. Ведь можно назвать «Тарханы» эталоном, великолепным памятником М. Ю. Лермонтову?
— Я думаю, да. Кроме того, это — эталон для многих музеев и не только. С музея-заповедника стоит брать пример, насколько грамотно можно организовать памятные места, связанные с Лермонтовым, и дополнить их такими вещами, как проведение народных праздников, свадеб и выпускных вечеров. И ведь все это обыгрывается в той же эпохе, и опять же связано с Лермонтовым! Я считаю, что это очень грамотный подход. На данный момент, пожалуй, в Пензенской области, ничего подобного нет.
— Из школьной программы, из дальнейшей жизни, — какие наиболее значимые для Вас произведения Михаила Лермонтова?
— Признаюсь честно: я не из числа фанатов творчества Лермонтова. То ли жизнь такая, то ли загруженность, но, к сожалению, очень редко обращаешься к высокому. Сказав, что я являюсь поклонником Лермонтова и часто его перечитываю, — я согрешу против истины. Но, с другой стороны, хочу без лести похвалить и Вас: ведь когда слышишь в эфире стихи Лермонтова, возникает желание взять с полки его томик, чтобы не чувствовать себя совсем отсталым человеком.
— И, конечно, я не могу не спросить Вас о произведении, которое Вы выбрали, — о стихотворении «По небу полуночи ангел летел...».
— Я думаю, что оно отражает глубину лермонтовской мысли, о человеке, как о таковом, о его судьбе. Это такая высокая философия обо всем нашем человеческом бытии. Потому что то, что нам закладывается при рождении, то, что и можно назвать ангельской песнью, — оно проходит через всю нашу жизнь, невзирая на то, как мы ее проживем, — свято или грешно. Может быть, мы вообще на это не обращаем внимания, и не задумываемся над тем, что есть добродетель, а что — грех; но все равно проявляется всё то светлое, что заложено в нас Богом, природой, и всё то, что призывает нас к более высокому и просто по-человечески доброму. Поэтому это произведение и показалось мне наиболее близким.