Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/1107
11 Августа 2014

В завершение своего краткого визита в Пензу, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии, в интервью председателю информационно-издательского отдела Пензенской епархии Евгению Белохвостикову поделился впечатлениями от города, воспоминаниями о покойном архиепископе Пензенском и Кузнецком Серафиме (Тихонове), и мнением о результатах разукрупнения епархий.

— Ваше Высокопреосвященство, рады снова Вас приветствовать в Пензе! И в первую очередь, конечно же, хотелось бы задать вопрос о Спасском кафедральном соборе, на стройке которого мы с Вами находимся. Вы не были здесь два года. Как оцените изменения?
— Я вижу очень большое продвижение. Я много путешествую по России, но не встречал пока подобных строек: это, наверное, самый большой собор из новостроящихся. Конечно, когда он построится, это будет настоящее лицо города Пензы, олицетворение духа наших пензенцев. Они посвятили этот храм Богу, и, я думаю, Бог благословит жителей Пензы за это усердие, за те усилия, которые предпринимают правящие архиереи, благотворители и власти.
Я думаю, что это будет один из лучших соборов не только Поволжья, но и России. Поэтому дай Бог митрополиту Серафиму справиться с этой непростой задачей, завершить строительство, чтобы можно было пригласить на освящение Святейшего Патриарха и сонм архиереев. Конечно, народ Божий возрадуется, увидев достроенным такой великолепный храм.
— Владыка, не могу не спросить Вас и о теперешнем главном храме Пензы, с посещения которого Вы начали свой визит в наш город. Успенский кафедральный собор, можно сказать, для Вас — родной?
— Да, он мне очень дорог, потому что я три года был его настоятелем, с 1988 по 1991-й год. И даже сегодня, когда я зашел в храм, то сразу вспомнил некоторых людей из тех, с кем я служил, кто еще жив и меня помнит.
Я уехал из Пензы 23 года назад. За это время я, конечно же, приезжал, и приезжал много раз — просто не всегда с таким большим сопровождением, как сегодня. Но, тем не менее, когда я увидел Успенский собор, душа моя возрадовалась, потому что храм находится в очень хорошем состоянии, чувствуется, что он в хороших руках. Всё осталось таким же, как прежде, даже появилась новая святыня — мощи святителя Иннокентия Пензенского. Раньше, при покойном архиепископе Серафиме (Тихонове), существовала традиция служения акафистов перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери, а теперь есть повод для пензенцев послужить, прийти и помолиться небесному покровителю города, святому Иннокентию.
— Вы всегда с большой теплотой вспоминаете об архиепископе Серафиме (Тихонове)...
— Да, потому что это мой учитель и наставник. Под его омофором в Пензенской епархии я пробыл пять лет, и позже, когда служил в Мордовии, мы с ним постоянно общались. Я всегда ценил его советы, его направления в богослужебной практике. Потому что так, как он служил, — строго, — немногие так служат. Нам, священникам, может быть, от владыки и доставалось из-за дисциплины, но зато мы научились благоговению, страху Божию: как вести себя в храме, как заходить, как молиться. Он преподнес нам такие уроки, которые никто не преподносит.
Он учил даже руки мыть. Ведь мы, священнослужители, касаемся покойников, берем уголь и кладем в кадило, а потом забываем, и благословляем этими же руками людей. Положил кадило — сначала пойди руки помой, а потом уже благословляй: даже таким мелочам покойный владыка нас учил, чтобы мы были всегда на высоте. Владыка Серафим, конечно, много чему нас научил. И я многое от него взял по отношению к храму и службе.
После смерти владыки я полгода был временно управляющим Пензенской епархией. Помню, как в архиерейском доме мы открывали музей памяти архиепископа Серафима. Я знаю, что сейчас музей переносится в другое место, и на следующий год, когда со дня рождения владыки Серафима исполнится 80 лет, он будет вновь открыт. Нынешний пензенский владыка уже готовится к этой дате.
Я уверен, что покойный архиепископ останется в памяти поколений на долгие годы, ведь при нем было столько всего сделано, заложена основа. Нынешним архиереям нужно развиваться на этой основе. Владыка Серафим (Тихонов) успевал объезжать всю область, да еще у него была Мордовия, а теперь на территории Пензенской области — три епархии, и местные архиереи должны сделать не меньше, чем он сделал в свое время.
— Владыка, самым ярким моментом Вашего временного пребывания на Пензенской кафедре было, пожалуй, прославление святителя Иннокентия Пензенского. Вы помните эти торжества?
— Да. К тому времени была проделана большая работа в этом направлении, и у меня был опыт прославления своих святых в Мордовии. Я приезжал на торжества в Пензу и, конечно, помню Крестный ход, которым мы прошли от архиерейского дома до Успенского кафедрального собора, помню, какое было воодушевление у народа, когда пензенцы обрели святого. Потому что город без святого не стоит, и у вас есть свой святой — это очень большая радость.
— В прошлый раз Вы приезжали в Пензу с ныне покойным схиархимандритом Феофаном (Даньковым), духовником Саранской епархии, уроженцем Пензенской области. Каким он Вам запомнился? Кем он был для Вас?
— Отец Феофан — святой старец. Я его знаю только как святого. Думаю, что пройдет не такое большое время, лет десять, двадцать или тридцать, и он будет канонизирован. К нему столько людей в Мордовию ездили! Это был подвижник, который день и ночь отдавал всего себя людям, просто сгорал на этом служении Богу. Люди к нему ехали автобусами, с разных областей, и всех он принимал.
У нас в Мордовии было два таких старца: схиигумен Иероним (Верендякин) и схиархимандрит Феофан. В мое время управления Саранское епархией у них был самый пик духовной жизни, когда Господь им дал особую благодать старчества. Ведь это не каждому дается: это дается только тем, кто готов постоянно, каждый день, принимать и выслушивать людей. К нашим старцам приезжало очень много больных, и не любой даже врач столько выдерживает, сколько выдерживал отец Феофан. Это был великий старец.
— А что Вы могли бы сказать о схиархимандрите Питириме (Перегудове), также очень чтимом подвижнике, духовнике Керенского Тихвинского монастыря? Его тоже многие пензенцы любят и помнят.
— У отца Питирима были только свои духовные чада, несколько человек, он их принимал, беседовал с ними. А отец Феофан принимал всех, независимо от того, знакомые это его или нет. Поэтому отец Питирим тоже был старец, но больше для своих духовных чад.
— Кого-то еще из пензенского и мордовского духовенства вспоминаете особо?
— Конечно же, архимандрита Модеста (Кожевникова) из Сердобска. Это был наш духовный отец. В советское время он подготовил и направил в семинарию около 55-ти будущих священников. Это тоже был старец великий, великой силы.
Мое служение в Пензенской епархии начиналось 39 лет назад, когда я прибыл в Сердобск к отцу Модесту, и целый год работал в соборе на хозяйственных послушаниях. Там я научился читать по-славянски, выучил молитвы — конечно, благодаря отцу Модеста. Он нас учил пономарить, дал нам рекомендации в семинарию. Начало моего духовного пути связано с отцом Модестом. Поэтому я почитаю его, как тоже одного из великих старцев.
— Владыка, в марте этого года Священный Синод избрал Вас на Санкт-Петербургскую кафедру. Скажите, тяжело было расставаться с саранской паствой?
— Расставаться всегда тяжело, потому что привыкаешь ко всем людям. Но Промысел Божий определяет и срок пребывания каждому на этой земле, и то, где пребывать. Мне на Мордовской земле было отмерено 23 года. И я благодарю Господа Бога за то, что было и благотворное сотрудничество с властями, с другими людьми, и за то, что очень многое мы сделали.
Я надеюсь, что и сейчас, на новом месте, в Петербурге, с Божией помощью тоже будет всё получаться. Некий опыт уже приобретен, и дай Бог, чтобы были еще силы на совершение дел во славу Божию, во славу Церкви и во славу Отечества.
— Не могу не спросить об одной из Ваших первых инициатив в северной столице — о детском Крестном ходе. В Пензе известие о нем восприняли с большим энтузиазмом, вокруг Митрофановского храма тоже был проведен детский Крестный ход. Еще один, более масштабный, сейчас готовится. Расскажите, как родилась такая идея?
— Дело в том, что я очень люблю детей. И когда дети у нас приходят в храм, им нечем заняться, они просто бегают, — я стараюсь их одевать в стихарики, чтобы они участвовали в богослужении. В Саранске у меня за Литургией до пятидесяти детей стояли в стихарях: в алтаре, в храме, у подсвечников. А потом, когда проходили Крестные ходы, мы детей тоже одевали в стихари, и они вместе со всеми шли Крестным ходом.
И такая идея пришла к нам и в Петербурге: почему бы не привлечь к Крестному ходу городских детей? Собралось около двух тысяч детей, и очень красивый Крестный ход прошел вокруг Исаакиевского собора. Я думаю, что он станет традиционным, мы будем проводить детский Крестный ход каждый год. Ведь дети всегда радуются, когда их привлекают.
И молодежь тоже надо вовлекать в церковную жизнь. Ведь молодые люди приходят в церковь, а им никто не дает работу. Бабушки — и то: кто-то держит подсвечник, кто-то еще что-то делает, шевелится. А у молодежи нет работы. Надо находить занятия для молодежи, они ведь тоже хотят принести свой труд во славу Божию.
Детей и молодежь надо активнее привлекать к церковному служению. Как волонтеров, как помощников на стройке собора. Настоятели храмов должны активнее работать с детьми и с молодежью.
— Владыка, Вы остаетесь также управляющим делами Московской Патриархии. Скажите, как всё успеваете?
— Всё успеваю с помощью Божией. Святейший Патриарх мне определил так: два дня в неделю быть в Петербурге, а два дня — в Москве. Поэтому Петербург-Москва — это мой постоянный маршрут. Еще, конечно, со Святейшим по стране постоянно путешествуем. Плюс я еще сам иногда выезжаю, все же я курирую епархии, и бывает нужно самому посмотреть, что делается на местах.
Вот сегодня я приехал в Пензу, и у меня сложилось очень хорошее впечатление. Святейшему я обязательно расскажу, как Пенза живет, как строится и как ждет его визита.
— Два года назад мы с Вами говорили о разукрупнении епархии. Скажите, уже какие-то итоги этой реформы можно подвести?
— Реформа еще не закончена, но итоги — самые хорошие: сразу увеличилось количество приходов, многократно увеличилось количество духовенства. Примерно через год мы завершим образование митрополий и новых епархий. А дальше уже будет работа новых архиереев, они должны будут продолжить это дело.
Нужно, чтобы в каждом селе был храм, молитвенный дом или часовня. Нужно, чтобы для каждого верующего человека был доступен священник. А это возможно только тогда, когда архиерей приближен к народу. Сейчас наша задача — приблизить архиереев к народу, чтобы они приближали священников, и чтобы мы были большой, дружной семьей. Всё к этому идет!
— А есть с проблемы с кандидатами на архиерейство?
— Да. Потому что у нас очень строгий отбор. Если бы он был попроще, то и проблемы бы не было. Но мы подходим к выбору кандидатов очень серьезно, Святейший Патриарх просто так никого не пропускает, он старается, чтобы человек соответствовал архиерейскому званию, во-первых, а во-вторых — чтобы он действительно мог что-то реально сделать в сане епископа. Потому что даже если у человека блестящее образование и он хороший духовный организатор, но он не может строить храмы — это уже беда: значит, в епархии ничего строится не будет.
Нам нужно, чтобы архиерей сочетал в себе разные таланты. Поэтому мы стараемся выбирать опытных людей, чтобы у них был опыт служения, чтобы будущий архиерей в своей жизни уже храм построил, был благочинным, настоятелем монастыря, умел с духовенством работать. Именно таких кандидатов мы сегодня подбираем, а не просто — Духовную академию закончил, и уже кандидат в архиереи. Будущий епископ еще должен быть практиком.
— Многие ли кандидаты отклоняются?
— Многие. Не проходят по тем параметрам, которые я сейчас назвал, и остаются хорошими духовниками, наместниками монастырей. Но как архиереев мы их не видим.
— Как оцените первые шаги пензенских архипастырей: владыки Серафима, владыки Митрофана, владыки Нестора?
— Оцениваем только положительно. Я часто смотрю телеканал «Союз», и там показывают открытия храма, освящения, службы с их участием — меня это радует.
Потому что раньше приезд архиерея — это было огромное событие. Когда Пензенская область и Мордовия входили в одну епархию, наш владыка Серафим (Тихонов) приезжал в Саранск раза четыре за год, не чаще. И больше Мордовия своего архиерея не видела. А сейчас архиереи могут чаще ездить по всем районам, служить, в этом плане стало получше.
Поэтому пока деятельность ваших архиереев оценю положительно. Главное, чтобы они не возгордились.
— Что пожелаете нашим молодым архиереям, с высоты Вашего многолетнего архипастырского опыта, и всем пензенцам?
— Пожелаю всем помощи Божией в трудах и заботах о нашем спасении. У Пензы есть небесный покровитель — святой Иннокентий, и наша задача — соответствовать этой святости и жить по заповедям Божиим. Тогда у нас будет и благодать Божия, и энергия. Ведь грехи опустошают нас: как карманники опустошают кошельки благочестивых граждан, так и грехи забирают нашу благодать. Поэтому лучше меньше грешить, а больше стяжать благодать: молиться, в храм ходить. Я думаю, что ничего нового не скажу, но элементарно — пензенцы могли бы быть каждое воскресенье в храме, и, конечно, обязательно надо молиться утром и вечером дома. Надо приучать своих детей, чтобы тоже они молились и в храм ходили. Надо читать Священное Писание, Псалтирь, духовные книги, журналы, благо, сейчас много всего издается, — это тоже помогает религиозному воспитанию.
Если бы люди хотя бы такие элементарные вещи делали, посты соблюдали, причащались, — этого было бы достаточно. А если еще будут и Иисусову молитву творить, то это вообще будет очень хорошо. Поэтому я желаю всем пензенцам доброго здоровья, успехов в их духовной жизни и помощи Божией во всех делах, которые вы делаете, самое главное — во спасение.