Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/972
11 Июля 2014

В интервью Анне Ширчковой (программа «Ради истины» на телеканале «Экспресс») митрополит Серафим рассказал о том, какое время достаточно ребенку проводить в храме, перспективно ли создание при храмах детских комнат, и как понимать Евангельское выражение «Будьте, как дети».

— Владыка, здравствуйте! Скажите, с какого возраста нужно приводить детей в храм?
— Здравствуйте! Ребенка приносят в храм с первых дней его жизни. Чинопоследования начинаются с восьмого дня, когда ребенка приносят, чтобы ему нарекли имя. После сорокового дня он принимает Крещение и первое Причастие. И родители стараются приносить ребенка время от времени, в праздничные дни, для того, чтобы причастить ребенка Святых Христовых Тайн.
А когда он достигает такого возраста, что уже начинает задавать вопросы, когда уже умеет себя вести в храме, — тогда его можно приучать к тому, чтобы стоять какие-то части службы. Например, шести-семилетних детей, которые уже идут в школу, могут грамотно формировать свои мысли, можно попробовать привести на Литургию, чтобы он осмысливал ее и привыкал к тому, как себя вести в храме.
— Многие мамы и бабушки считают, что чем раньше — тем лучше. В итоге, мы видим в храмах совсем маленьких детей, которые капризничают, плачут и все-таки родители с ними стоят на богослужении. Как лучше?
— Во всем должна быть золотая середина. Если с детства ребенок будет настроен так, что храм — это какая-то повинность для него: невзирая на то, что он устал, и все это долго, его заставляют молчать, стоять на месте, быть внимательным. Такое ревностное приобщение не очень оправдано. Лучше, если родители желают заняться православным воспитанием ребенка, дома проводить больше бесед, проводить время за душеспасительным чтением. Это даст больше для ребенка оснований, чтобы он благоговейно и участливо вел себя в храме.
— Когда моему крестному сыну было года три, он по телевизору увидел случайно отрывок сериала «Мастер и Маргарита», как раз сцену Распятия Иешуа. И поинтересовался у меня, что происходит. Мне казалось: я так всё красиво рассказываю, что Иисус Христос — Сын Божий, Он сошел на землю и погиб за людей. А ребенок дослушал и сказал мне: «А человек-паук всех спас и не погиб». Как детям объяснять религиозные истины доходчиво?
— Именно в этом возрасте у детей возникают такие ассоциации, которые у взрослого никогда не возникнут. Может быть, и стоит на таком ассоциативном восприятии говорить с ребенком, что человек-паук не погиб, но и Христос, Который распят был, Который претерпел смерть, — Он воскрес. И в этом смысле, Он — Живущий для всех нас и теперь.
Я считаю, что в этом возрасте не нужно давать каких-то четких догматических объяснений, как это есть на самом деле. Человеку нужно дать те ориентиры, которые ему потом помогут. Например, объяснить, что, в отличие от того же героя, Христос пострадал за каждого человека, в том числе, за тебя, и ты это должен помнить. И если это будет в твоих мыслях, то Христос станет ближе любого другого сказочного героя. Ведь это — Тот Бог, Тот Человек, Который совершил подвиг именно ради тебя. Поэтому, я думаю, не стоит в таком маленьком возрасте заниматься именно передачей четкого православного учения. Нужно остановиться на некоторых акцентах, которые в душе ребенка и в памяти останутся надолго. А со временем, я думаю, ваш крестник всё понял.
— Но ведь у многих родителей может не хватать педагогических способностей, такта. Для детей есть воскресные школы, а есть ли для родителей?
— Конечно, есть. Пожалуйста: Успенский кафедральный собор, Покровский собор, да, наверное, сейчас почти все храмы города Пензы имеют воскресные школы для взрослых. Поэтому кто желает — может получить образование на таком уровне. А кто желает большего, то при Успенском кафедральном соборе у нас существуют Богословские курсы, где преподаются все дисциплины, связанные с Православием. Любой желающий может обратиться в Успенский собор на улице Захарова и стать слушателем этих богословских курсов. Не нужно никаких вступительных экзаменов — только желание.
— Существует идея создания детских комнат при храмах, чтобы дети могли в них присутствовать как бы всю службу. Что лучше: приводить деток на Литургию на чуть-чуть, или может быть, создать такие детские комнаты?
— Это сложно назвать новаторством, и скорее это нужно родителям, а не детям. Вот представьте образ мамы с тремя детьми: один на руках, другой держится за юбки, третий стоит рядом. И нужно за ними смотреть, следить, чтобы никто не закричал, не зашумел, не убежал. Мамочки хотят себя защитить — хотят сдать ребенка в комнату, где он будет играть в течение Литургии. Забрать его можно только к Причастию, мама будет себя спокойно чувствовать в храме.
В принципе, я думаю, это неплохая идея, но это должно быть не храмовое помещение. В последнее время у храмов строятся детские площадки, ведь ребенок не может выстоять полтора-два часа, достаточно 15-ти минут, которые он проведет на службе перед Причастием. А такие игровые комнаты можно устраивать в каких-то подсобных помещениях при храме. Я думаю, что ничего плохого не будет, если община выделит кого-то одного для присмотра за детьми. И взрослые смогут спокойно молиться, ничего отрицательного тут нет.
— «Будьте как дети и спасетесь», — говорил Христос. На ваш взгляд, о какой черте характера, прежде всего, идет речь? И как ее выработать?
— Конечно, Христос говорил не том, что мы должны беззаботными или воспринимать все детским разумом. Прежде всего, речь идет о детской простоте, о той любви, которую испытывает ребенок, и которую порой не можем испытывать мы. К примеру, как дети быстро все прощают и забывают. Отвлек ребенка на что-то — и он уже не помнит никакой обиды.
Ребенок всё воспринимает чистым сердцем. Порой мы долго думаем, как сказать и что сказать, а у ребенка сразу — что на уме, то он и смело говорит. В нем есть такая святая простота, которая заставляет человека правильно жить.
Потому что очень много случаев, когда мы говорим себе — здесь можно солгать, ради мира в семье. А потом эта маленькая ложь приводит к большим несчастьям, скандалам и вообще раздорам. Часто бывает, что мы что-то придумываем, а потом понимаем, что если поступили просто, то и не было бы никаких проблем. Поэтому Христос, скорее всего, к нам обращается с тем, чтобы мы были восприимчивы к этому миру, а самое главное — к своим ближним, именно как дитя. В том плане, чтобы очень быстро прощали обиды, и чтобы наша любовь, как и любовь ребенка к матери, была беззаветной. Ведь какая бы ни была мать, маленький ребенок всегда к ней тянется: даже если она бывает злой и не всегда понимает своего ребенка, его любовь меньше не становится. Нам нужно приобрести именно эти качества, и тогда мы сможем быть наследниками Царства Небесного.