Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
Адрес новости: http://penzaeparhia.ru/news/821
5 Июня 2014

Митрополит Пензенский и Нижнеломовский вновь стал гостем программы «Ради истины» (ТРК «Экспресс»), и в интервью Дмитрию Инюшкину рассказал о святителе Иннокентии Пензенском. 230 лет со дня его рождения исполняется в июне 2014 года.

— Здравствуйте, Ваше Высокопреосвященство! Я помню, как во время Рождественской службы в этом году Вы обращались к пастве впервые в новом для Вас качестве, и, в частности, сказали об ответственности перед сонмом пензенских святителей. И отдельно упомянули именно святителя Иннокентия. Для Вас это имя имеет какое-то особое значение?
— Здравствуйте! Да, прежде всего, это связано с тем, что он — первый пензенский святой, первый святой среди тех святителей, которые были на Пензенской кафедре, а их было семнадцать до великой революции. Святитель Иннокентий, пробыв всего несколько месяцев на кафедре, оставил такой замечательный след в судьбе всех пензенцев, что это и привело к его канонизации в 2000 году. Хотя вопрос о канонизации вставал еще в начале ХХ столетия, но, к сожалению, война 1914 года и потом революционные события не дали тогда довести это дело до конца, хотя городская власть и народ Пензы обращался к Святейшему Синоду с тем, чтобы канонизировать святителя Иннокентия.
Для меня же его близость, прежде всего, связана с тем, что в 2000 году я был непосредственным участником крестного хода, с которым его мощи были перенесены в Успенский кафедральный собор. Это было одним из самых запоминающихся и значимых событий в моей жизни. Поэтому имя святителя Иннокентия для меня очень близко, и имеет важное значение в моей жизни.
— Владыка, а когда вы узнали о нем впервые?
— Узнал я о святителе Иннокентии, будучи воспитанником Саратовской духовной семинарии. Хотя он прожил очень короткую жизнь, но в науке оставил глубокий след: можно сказать, его труды, особенно по истории Церкви, были актуальны фактически до ХХ столетия. Поэтому, будучи студентом духовной семинарии, я слышал о епископе Иннокентии (Смирнове), и меня еще больше заинтересовало именно то, что это был святитель из Пензы.
Когда я после семинарии вернулся в родную область, то стал интересоваться, что же фактически осталось в Пензе от его дел. С сожалением вспоминаю: конец 90-х был ознаменован именно тем, что память о святителе Иннокентии была полностью стерта из памяти жителей города. Прежде всего, это было связано со взрывом Спасского кафедрального собора в 1934 году, а ведь его захоронение было рядом с собором, примерно там, где сейчас находится Благовещенская церковь. Там было погребено пять пензенских архиереев. К сожалению, со взрывом собора осталось ровное место от их могилы.
Уже в 1996 году начались заботы о том, чтобы перезахоронить архипастырей. По милости Божией, трудами архиепископа Серафима (Тихонова) в 1998 году рядом с архиерейским домом произошло временное перезахоронение пяти архиереев. Один из них, святитель Иннокентий, в 2000 году был канонизирован, и горожане, которые гуляют по скверу рядом с архиерейским домом, видят уже четыре креста и четыре оставшихся могилы святителей — предшественника и приемников святителя Иннокентия.
— Жизнь святителя Иннокентия была полна драматичных испытаний и судьбоносных поворотов. Что Вас впечатляло больше всего в недолгой его жизни?
— Большее впечатление все-таки несет не его жизнь, а все то, что осталось после него. Меня поражало то, что человек за четыре месяца, будучи фактически прикованным к постели, так смог привлечь к себе сердца пензенцев. Это парадокс: человек может несколько десятков лет занимать какую-то ведущую должность, много сделать хорошего для людей, но потом след его быстро исчезает. А вот святитель Иннокентий, приехав в конце июня месяца и пробыв в Пензе до своего кончины 23 октября, оставил такой неизгладимый след. Для меня это всегда было вопросом и загадкой.
Конечно, когда я стал вплотную соприкасаться не просто с богословскими трудами святителя Иннокентия, а с тем, как народ его почитал, то я увидел, что за это короткое время, народ смог в нем разглядеть действительно истинного светильника. Самое главное, что в кафедральном соборе, где он был погребен, как свидетельствуют многие пензенцы, не было ни одного дня, когда бы не было заказано хотя бы одной панихиды по святителю Иннокентию. Народ приходил к его могиле с какими-то своими просьбами. В лике святых он еще не был прославлен, ему нельзя было служить службы, и поэтому люди заказывали панихиду и помазывались священным маслом от гробницы святителя Иннокентия. Чудес и исцелений, которые происходили от гробницы святителя, было записано довольно много, целая книга, которая и легла в основу того, чтобы канонизировать святителя Иннокентия.
— Для Вас в жизни и деятельности святителя Иннокентия напрашиваются какие-то аналогии с сегодняшним днем?
— Мы так живем, что круги истории время от времени повторяются. Святитель Иннокентий жил в совершенно иное время, время, когда правили православные императоры, когда Церковь была государственной, время, когда о гонениях на Православие даже странно было бы говорить. Но при всем том, те, кто знают историю, понимают, что это было не такое уж и гладкое время для Православной Церкви. Святитель Иннокентий и стал жертвой этих интриг, поскольку он был человек очень умный и образованный, был ведущим цензором. Все те книги, которые издавались по духовной линии, он прочитывал, давал свою рецензию, и допускал или не допускал до издательства.
В то время было развито такое течение, как мистицизм, которым были заражены все, начиная от императора, в какой-то степени, о до обер-прокурора Святейшего Синода князя Голицына, который полностью был погружен в это мистическое учение. Противостояние с Голицыным этого молодого архимандрита, тридцати с небольшим лет, и послужило причиной к его изгнанию из столицы. Сначала его хотели назначить на Оренбургскую кафедру, но потом, из-за огромной любви петербуржцев, особенно знатных людей, которые знали, что он человек высокой жизни, и уговорили императора, святителя отправили в Пензу, что было гораздо ближе и, как им казалось, благоприятнее.
В сегодняшнее время, среди нашего народа, особенно те, кто носит славянские корни, наверное, все крещены. Но если честно и правдиво взглянуть на наше общество, то православных, которые знают учение Церкви, веруют в это учение, его проповедуют, очень мало. Это, по-евангельски говоря, невозделанная нива, как раз и дает в святителе Иннокентии тот образец, с какой пастырской ревностью нужно нам трудиться.
— Как Вы думаете, будут ли мощи святителя Иннокентия перенесены в восстановленный Спасский кафедральный собор?
— Сейчас мощи святителя Иннокентия находятся в Успенском кафедральном соборе Пензы, и каждый верующий, кто желает, может приехать и помолиться перед ними. Я уверен, что как только будет восстановлен Спасский кафедральный собор, мы торжественно перенесем мощи святителя Иннокентия на их законное место, в храм, где он (пусть и не так часто) совершал богослужения. Ведь это место освящено не только его прижизненным присутствием, но и его захоронением. Поэтому, безусловно, эта святыня будет находиться в новом Спасском кафедральном соборе.