Новости Пензенской митрополии

Источник информации: Пензенская митрополия
21 Сентября 2016

Когда человек много и увлечённо работает, когда по 12-14 часов в день он непрерывно погружен в решение каких-то задач и достижение каких-то своих целей, то в его крови увеличивается уровень адреналина и других стимулирующих гормонов. С одной стороны, это придаёт человеку силы и энергию, а с другой стороны – ослепляет его, создаёт иллюзию контроля над окружающим миром, иллюзию того, что человеку всё по плечу, что он своими силами способен сделать многое и благодаря этим же силам достоин претендовать на лучшее. И когда эти убеждения овладевают человеком, то его ждёт жизненная катастрофа. Когда успешный мужчина думает, что теперь-то он достиг такого уровня, что может позволить себе сначала новую машину, потом новый дом, а затем и новую, более молодую и красивую жену, он разрушает то, что давало ему силы, которые он считал своими, в конечном итоге теряя семью, затем успех и часто даже здоровье. Можно привести печальный пример из XIX века, а именно, архимандрита Феодора Бухарева, талантливого богослова, пользовавшегося большой популярностью. Когда священноначалие запретило ему продолжать работу по толкованию книги Апокалипсиса, он счёл, что не нуждается в поддержке Церкви, что достигнутое им – его собственная заслуга, что он будет интересен публике и без своего статуса, который дала ему Церковь. Он сложил с себя священный сан, монашество, женился и… оказался никому не нужен, провёл остатки своих дней в большой нужде, растрачивая свой талант на случайные переводы…

Притча о виноградарях, которую мы сегодня слышали в Евангелии – это притча о таких людях, которых в наши дни становится всё больше и больше, которые привыкли полагаться только на свои силы, которым не нужна поддержка Создателя. Такие люди если и заходят в храм, то не могут выстоять и десяти минут – гормоны в их крови диктуют им, что нужно куда-то срочно бежать и что-то срочно делать. Этим людям не нужен Бог, они с удовольствием вытесняют всё религиозное из жизни, борются с влиянием Церкви, особенно с уроками православной культуры – подобно тому, как виноградари сначала боролись с посланниками хозяина виноградника, а потом убили и его сына, который мешал им и далее энергично работать в своих интересах. И возмездие не заставило себя ждать – хозяин наказал смертью тех, кого он нанял служить, а не господствовать, а Господь Своим гневом вразумляет тех, кто решает что-то делать без Него. Сто лет назад увлеченные политэкономическими сказками рабочие и крестьяне решили, что раз они работают на фабриках и на земле, то они должны владеть ими, и изгнали хозяев этих фабрик и земель. Как мы знаем, кровавые волны репрессий постепенно смыли с лица земли всех, кто готовил и совершал революцию. А то, что было построено безбожниками, ждала печальная участь: прошло несколько десятилетий, и все эти великие стройки и промышленные гиганты были разрушены и разворованы. Поэтому когда мы слышим печальные ностальгические сетования, что в конце двадцатого столетия была развалена великая держава, не будем себя обманывать: то, что было построено без Бога и в противоборстве Ему, не может простоять долго.

Размышляя над сегодняшним Евангелием, будем остерегаться – не просто остерегаться чего-то, но будем вести всю нашу жизнь в осторожности, потому что всё, что нам дано – это не наше, это дано нам в распоряжение, и однажды нам скажут: иди сюда и рассказывай, как ты распорядился тем, что получил.

Иеромонах Киприан (Шаткин), храм Воскресения Христова при Архиерейском доме г. Пензы.