Новости официального сайта Московского Патриархата

17 Июля 2014

Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 12 июля 2014 года.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

Как вы знаете, 5 июля скончался Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Человек, которого многие любили и любят. Почитали и почитают. Человек, который оставил этот мир в очень непростое время, когда вся Церковь молится о мире на украинской земле, когда продолжает литься кровь, когда очень многое относительно будущего страны и ее народа остается неясным.

Блаженнейший митрополит много совершил для того, чтобы народ Украины оставался верующим, оставался народом с христианской душой, которая у него всегда была и, как хочется надеяться, всегда будет. И он в эти очень непростые дни покинул сей мир — с честью и доблестью, с верой и правдой, пройдя путь страданий, который сейчас, в это трудное время, Господь благословил для него прекратить, призвав святителя в вечность.

Многие сейчас вспоминают Блаженнейшего митрополита, говоря о разных периодах его жизни. Вот какие воспоминания приходят мне на ум. Владыка Владимир долго был ректором Московской духовной академии, и в этом качестве его помнят многие и многие священнослужители разных епархий Русской Православной Церкви, в том числе стольного града. Многих он рукополагал как ректор во диакона и во священника. В это время хиротонии чаще всего совершались именно в духовной школе в момент обучения, и именно поэтому в биографии многих священнослужителей, в том числе уже находящихся в солидном возрасте, вы найдете строки: «Рукоположен ректором Московской духовной академии и семинарии архиепископом Дмитровским Владимиром».

Как ректор владыка Владимир был очень открытым иерархом, очень человеколюбивым. Ректору часто нужно проявлять жесткость: студенты шалят, некоторые из них плохо учатся, некоторые совершают поступки, которые могут опозорить духовную школу. Иногда непростые дискуссии происходят между преподавателями и профессорами — людьми, которые стараются, часто правильно, отстаивать свою точку зрения, свой взгляд на те или иные вопросы и не соглашаются при этом друг с другом.

Владыка Владимир, видя и несовершенство человеческой натуры, и греховные поступки, старался их исправлять, но при этом не переламывал надломленной трости. Всем ли это пошло на пользу, Бог весть. Но в любом случае образ ректора как человека, способного войти в положение, способного пожалеть, сказать тихое доброе слово, остался в воспоминании многих людей, которые учились в Московских духовных школах или которые наблюдали за их жизнью со стороны — я как раз относился в то время к таким людям, потому что владыка архиепископ Владимир покинул пост ректора еще до того, как я поступил в духовную школу. Но мне приходилось бывать на богослужениях в академическом храме, слышать рассказы студентов, а затем, в течение многих лет, людей, которые окончили Московские духовные школы в период его ректорства.

Мне довелось присутствовать в качестве церковного летописателя на Поместном Соборе 1990 года, когда был избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Много было разговоров о том, кто достоин стать Патриархом. Два очевидных лидера выделились в ходе дискуссии и в ходе дальнейшего голосования. Это был митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, ставший Патриархом, и это был владыка митрополит Владимир, за которого многие голосовали не только потому, что среди участников Собора было много его соотечественников, выходцев с Украины, но и потому, что его хорошо знали как ректора, как человека, который на тот момент был управляющим делами Московской Патриархии, как соработника и сослужителя.

Не случайно всего на 23 голоса было больше во втором туре голосования у Святейшего Патриарха Алексия, тогдашнего митрополита, чем у митрополита Владимира. И вот что удивительно: владыка митрополит Владимир воспринял итоги голосования, воспринял то, что он не стал Предстоятелем Церкви, очень спокойно. Было видно, что он волновался. Было видно, что он переживал один из самых непростых моментов в своей жизни, но он был в добром расположении духа. Он улыбался, он не был шокирован, он, конечно же, не был озлоблен. Он воспринимал происходящее как что-то естественное, как проявление воли Божией об избрании Патриархом другого человека.

Совсем иначе воспринял неизбрание бывший Киевский митрополит Филарет — на тот момент местоблюститель Патриаршего престола, человек, о котором многие, в том числе власть имущие, говорили как о будущем Патриархе. Человек, который, возможно уже примерял на себя мысленно Патриарший куколь. В первом туре он набрал 66 голосов — гораздо меньше, практически в два раза меньше, чем митрополит Владимир и митрополит Алексий. Его состояние, как можно было тогда видеть, было очень и очень тяжелым. И мы знаем, что вскоре после того, как не состоялось его избрание Патриархом Московским и всея Руси, он пошел по другому пути и до сих пор находится в разделении с канонической Православной Церковью.

Реакция двух этих людей тогда меня поразила. И она очень много говорит о том душевном устроении, которое было у Блаженнейшего митрополита Владимира все годы его жизни. И годы ректорства, и годы работы управляющим делами, и непростые годы служения на Украине, которое началось в 1992 году, когда раскол, отнятие храмов, стычки между греко-католиками и православными, между раскольниками и сторонниками канонической Церкви стали обычным явлением и внесли очень серьезную боль, очень серьезное разделение не только среди верующих людей, но и среди всего украинского народа.

Владыка приехал в Киев в очень непростой обстановке: ему угрожали, против него высказывались в прессе, устраивались пикеты, говорили, что ему не нужно приезжать открыто, что нужно прятаться, ехать окольными путями. Но новоизбранный Киевский митрополит сказал тогда очень ясно и просто: «Я повернувся до рідного дому» (перевод с украинского — «Я вернулся к себе домой»). И многие это тогда поняли.

22 года служения Блаженнейшего на украинской земле, конечно же, не были простыми. Конечно, они доставляли митрополиту серьезнейшие душевные страдания, подточили его здоровье. Он, уже, когда работал в Москве управляющим делами, испытывал серьезные трудности со здоровьем, но это не мешало ему иметь оптимистичное, доброе, светлое расположение духа. Не случайно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 6 июля, совершая заупокойную молитву о Блаженнейшем митрополите Владимире, сказал, что это был «светлый человек, который с легкостью объединял многих вокруг себя».

Я помню, как, будучи управляющим делами, постоянным членом Священного Синода, он был готов пообщаться по самым разным вопросам просто и непринужденно. Я, будучи молодым тогда человеком, сотрудником сначала одного, потому другого синодального учреждения, мог позвонить и получить спокойную реакцию на иногда сложные, требующие быстрого разрешения вопросы.

Вот это светлое и доброе и позитивное отношение к жизни, укорененное, конечно же, в христианском характере, наверное, и помогло Блаженнейшему митрополиту в ситуациях, в которых многие озлоблялись, ожесточались, старались заслужить любой ценой расположение быстро менявшихся сильных мира сего, — хранить мир.

Вот что было сказано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в соболезновании, которое было направлено митрополиту Черновицкому и Буковинскому Онуфрию, местоблюстителю Киевской митрополичьей кафедры и всей полноте Украинской Православной Церкви: «Многократно вихри и треволнения мира сего восставали на Украинскую Церковь, грозя потопить корабль церковный, но твердая рука кормчего всякий раз удерживала ее на спасительном пути, позволяя оставаться непреоборимой и единой. Сохранение церковного единства — одна из главных заслуг почившего. Многими трудами, мудростью и терпением он созидал Украинскую Церковь, оберегал ее от раскола, сплачивал епископат, духовенство и верующих».

Хранитель единства Церкви, хранитель ее верности канонической церковной традиции, хранитель единства православных народов, человек, который всегда поддерживал добрые отношения со всеми другими частями единой Русской Православной Церкви, патриот, открытый другим народам. Человек, любящий свой дом и не являющийся недругом по отношению к соседям. Человек, умевший сплачивать и оставаться при этом верным единственной правде, вокруг которой не может быть двух мнений.

Вот таким был Блаженнейший митрополит Владимир. Сегодня мы молимся о его упокоении. Мы верим в то, что Господь сподобил его Своей награды, Своего вечного нескончаемого праздника. И надеемся на то, что Господь дарует Украинской Православной Церкви вновь такого Предстоятеля, который сможет объединить людей.

Сегодня люди, которые составляют духовенство и паству Украинской Православной Церкви, во многом по-разному смотрят на то, как должно развиваться будущее страны. Кто-то больше нацелен на общение с Западом, кто-то нацелен на сохранение и укрепление дружеских уз, которые связывают народы исторической Руси. Могут быть разные суждения. Может иметь место поддержка разных сил, разделенных противостоянием. Так много раз бывало в истории. И, конечно, очень важно, чтобы молитвами и трудами всех украинских православных христиан, всех жителей страны, утвердился мир, который не может быть несправедливым.

Несправедливого мира не бывает, и не случайно Святейший Патриарх Кирилл в своих пастырских посланиях Украинской Церкви и Украинскому народу и государственному руководству страны соединял эти два понятия — «мир» и «справедливость». Справедливый мир может быть достигнут тогда и только тогда, когда будут услышаны все люди, когда будут учтены разные их представления о будущем страны и о векторе развития ее народа, даже если эти представления кажутся несовместимыми. Быть в одном доме при разных позициях — значит добиться того, чтобы все эти разные позиции как-то были примирены, и ничего бы не было сделано такого, что полностью исключит одну из этих позиций, заставит силой отказаться от того, чтобы ее сохранять и осуществлять. Будем надеяться, что так и произойдет, и что Господь поможет Церкви избрать Предстоятеля, который соединит, может быть, по-человечески несоединимое и в то же время не будет идти на компромиссы тогда, когда речь будет идти о верности или неверности Божией истине и тем вечным нравственным ценностям и духовным ценностям, которые Господь дает нам в Евангелии.

Мир, но не ценой несправедливости. Соединение разных позиций, но не ценой релятивизма в отношении Евангельской Божией правды. Вот чего сегодня Господь ждет от Своей Церкви. Будем надеяться, что это ожидание везде — и на Украине, и в России, и в других странах не окажется тщетным. И будем надеяться, что Господь Сам укажет — не политики, не журналисты, не интернет-дискуссии с их сомнительными лидерами, а Сам Господь укажет Украинской Церкви нового Предстоятеля.

Всем мира, всем радости, все помощи Божией в добрых делах сердечно желаю.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества/Патриархия.ru