Новости официального сайта Московского Патриархата

Источник информации: Патриархия.ru
2 Февраля 2011

наградная система русской православной церкви должна претерпеть существенные изменения

2 февраля 2011 г. 11:40

«общецерковный орден должен стать чем-то исключительным, вручаемым в связи с особыми заслугами награждаемого лица и приуроченным к конкретному событию. к примеру, награждение может быть приурочено к круглой дате, если речь идет о человеке, который давно, регулярно и действенно служит церкви либо помогает ей. значимость церковных орденов требует, чтобы впредь они изготавливались из драгоценных металлов. считаю, что награждение орденами должно стать более редким, чем прежде», — сказал святейший патриарх московский и всея руси кирилл в своем докладе на архиерейском соборе 2 февраля 2011 года.

его святейшество обратил внимание архипастырей на уместность награждения епархиальных благотворителей и тружеников в первую очередь епархиальными медалями, архиерейскими благословенными грамотами, подарками с памятной надписью: «лишь затем следует представлять людей к патриаршей благословенной грамоте, общецерковным медалям, и в последнюю очередь, в исключительных случаях, — к общецерковным орденам. желательно, чтобы священный синод продумал и принял “положение о церковных орденах, медалях и грамотах”».

в отношении богослужебно-иерархических наград святейший владыка призвал «уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда». «само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. а в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью “к круглой дате”. присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. в порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней. становится человек епархиальным секретарем, благочинным, настоятелем монастыря, тогда он достоин иерархической награды», — подчеркнул предстоятель русской православной церкви.

в связи с этим его святейшество предложил обсудить идеи, озвученные в рамках заседания комиссии межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, насколько правомерно использование сана игумена в качестве богослужебно-иерархической награды.

«ни в древней русской церкви, ни в одной из нынешних поместных православных церквей, именование “игумен" не относилось и не относится к награде. игумен — это настоятель монастыря, что и отражено в архиерейском чиновнике в молитве на поставление игумена: “и покажи раба твоего сего, игумена сея честныя обители, верна и мудра иконома вверившияся ему от твоея благодати словесныя паствы”», — отметил святейший патриарх кирилл, добавив, что впредь было бы логичным, если бы очередной наградой для иеромонахов, после возложения наперсного креста, являлась палица.

«такие иеромонахи будут стоять, в порядке хиротонии, среди паличных протоиереев. что касается игуменов, получивших это звание до сегодняшнего дня, то пусть таковыми и именуются, — продолжил предстоятель русской православной церкви. — относительно же чина поставления в игумена, то правильно было бы его совершать над лицами, назначенными священным синодом настоятелями или наместниками монастырей, даже в тех случаях, когда таковыми являются архиереи или архимандриты. игумен — это посвящение в должность. все эти предложения нам надо будет подробно обсудить».

информационная служба архиерейского собора