Новости официального сайта Московского Патриархата

29 Октября 2015

28 октября 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию вручения премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за 2014/2015 годы. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом.

Уважаемый Владимир Евгеньевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие участники торжественной церемонии!

Я сердечно всех вас приветствую в связи с вручением Макариевских премий за 2014/2015 годы.

Как уже было сказано, в 2015 году исполняется 20 лет возрождения нашей премии, но, наверное, куда более существенно, что в 2016 году исполнится 200 лет со дня рождения основателя премии — Преосвященного митрополита Макария (Булгакова), Московского и Коломенского, великого ученого, неутомимого труженика, как на богословской, так и на исторической ниве, настоящего энциклопедиста и просто доброго пастыря, талантливого администратора, умевшего замечать таланты и их поддерживать. Вышедшие из-под его пера богословские и исторические произведения и по объему и по качеству остаются и поныне образцом академической аккуратности, научной корректности и масштабности подхода. Его жизнь являет нам яркий образец искреннего и жертвенного служения Церкви и Отечеству.

Мысль о необходимости поощрения и награждении талантливых сограждан, «посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний», пришла иеромонаху Макарию еще в юношеские годы. Однако реализовано сие желание было значительно позже — уже после его смерти, так что сам он не увидел плодов своих усилий. Тем не менее, это еще раз свидетельствует о широте души и величии замыслов владыки Макария, который понимал данный проект не как частный, личный, но как осуществляемый в долгосрочной перспективе на благо науки, на благо Церкви и Отечества. Премии митрополита Макария давались исключительно за несомненно весомый научный вклад.

На рубеже XIX-XX столетий русская историческая наука, а равно и богословие переживали период особого подъема. То время было отмечено несомненным расцветом русской мысли и литературы, который в значительной мере обусловило пробуждение у образованной части общества внутренней устремленности и неподдельного интереса к истории и к православной традиции. Для примера можно указать на организацию Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах, которые проходили под председательством известного литературного критика Д.С. Мережковского, при участии его жены Зинаиды Гиппиус, будущего Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского), а также представителей интеллигенции, которые тогда по-разному относились к Церкви и вообще к религии. Мы знаем, что в начале XX века активно распространялись идеи атеизма, проникавшие во все сегменты нашего общества. И вот, несмотря на общее движение в сторону позитивизма и материализма, в интеллигентских кругах одновременно появляется большой интерес к вере как к феномену духовной жизни народа. В научном сообществе этот интерес реализовался в таких практических проектах, как, например, создание Русского археологического института в Константинополе и те же Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге.

Показательно, что во многом именно усилиями православных интеллектуалов уже в эмиграции, из обломков разрушенной революцией и гражданской войной гуманитарной науки были созданы Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже и Русский свободный университет в Праге, где преподавали корифеи нашей философской мысли, имена которых особым образом вписаны в историю философии, а именно в раздел русской религиозной философии конца XIX — начала XX вв.

В дореволюционной России Макариевскими премиями были награждены, среди прочих, такие выдающиеся ученые, как Николай Никанорович Глубоковский и священник Павел Флоренский. На рубеже веков протоиерей Василий Металлов удостоился четырех Макариевских премий за изданные им труды по истории богослужебного крюкового пения. Именно отец Василий сумел первым расшифровать эти древние распевы и провел большую научно-исследовательскую работу, весьма оцененную современниками. Вместе с ними среди лауреатов были и те, кто совершал свои изыскания в весьма различных направлениях, включая естественнонаучные.

В 1995 г. по инициативе Русской Православной Церкви, при поддержке Правительства Москвы и Российской академии наук, традиция присуждения Макариевских премий была возрождена. Для этого был создан Фонд памяти митрополита Московского и Коломенского Макария. С 1997 г. и до сего дня один раз в два года осуществляется награждение лауреатов и номинантов. За период с 1997-го по 2015 г. в общей сложности всего было присуждено 174 премии. За истекшие годы материальная составляющая премий возросла в 3 раза. Начали издаваться отчеты о лауреатах, подобно тому, как это делала Императорская академия наук. Почетное звание лауреатов за значимые труды в исторической сфере присвоено многим современным ученым, как церковным, так и светским. Главная задача Фонда сегодня остается прежней — поддерживать достойные начинания, служить делу развития отечественной науки и образования.

В последние годы список направлений, по которым представляются работы на соискание Макариевской премии, заметно расширился. В частности, помимо ставших уже традиционными работ по истории Русской Православной Церкви и нашего Отечества, в число номинантов вошли авторы, занимающиеся москвоведением и историческим краеведением, составившие лучшие учебные пособия или создавшие работы, популяризирующие исторические знания. За последнее время количество номинаций увеличилось в 2 раза.

Хотел бы отметить, что история как наука — это не только взгляд в прошлое, не только описание событий и не только анализ происходившего во времена оные. Настоящая историческая наука и научные изыскания всегда обращены в будущее, поскольку они помогают современникам понять суть того, что происходит сейчас, в современном мире, дают возможность сделать выводы из того, что было проделано теми, кто жил прежде нас, и позволяют увидеть вектор развития событий в будущем. Полагаю, что в нынешние непростые времена это особенно актуально, и дай Бог, чтобы понимание исторических фактов и причинно-следственных связей, приведших ко многим событиям в жизни нашего общества, в том числе трагическим, помогало и нынешнему поколению политиков, политологов, равно как и широкой общественности, уметь различать духов.

Перед тем, как перейти к вручению премий за 2015 год, хотелось бы отметить две особо значимые даты. В нынешнем году, как я уже сказал, исполнилось двадцать лет с начала просветительской деятельности Макариевского фонда: за этот период состоялось десять вручений премий. Кроме того, в 2016 году, и об этом также было уже сказано, мы будем отмечать 200-летие со дня рождения митрополита Макария. Праздничные мероприятия пройдут во многих регионах России, в первую очередь в тех, что связаны с жизнью и деятельностью великого иерарха. Одним из таких мест является Белгород — край, где святитель родился и учился. Там уже создан церковно-просветительский центр памяти митрополита Макария, а также кабинет, носящий его имя, в местном университете, поставлен памятник архипастырю у стен семинарии.

Основные торжества, как предполагается, состоятся в Троице-Сергиевой лавре, где под Успенским собором почивают его честные останки. Макариевскому фонду предстоит немало потрудиться для того, чтобы все торжества прошли на высоком уровне, в том числе научном.

На могиле митрополита Макария, на надгробии которой символично увековечены его основные труды в виде мраморных изображений книг, пройдут панихиды. Запланировано проведение нескольких конференций, посвященных наследию выдающегося ученого иерарха, в том числе в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях.

Нельзя не отметить и текущие достижения. За последнее время впервые издан полный свод сочинений митрополита Макария по каноническому праву, появилось репринтное переиздание трудов протоиерея Федора Титова с жизнеописанием владыки.

В завершение хотел бы пожелать Макариевскому фонду успехов на ниве науки и духовного просвещения. От всей души поздравляю награжденных. Надеюсь, что пример жизни и деятельности митрополита Макария, ученейшего архипастыря XIX века, будет творчески воспринят и осмыслен современными исследователями. Еще раз всех приветствую и призываю благословение Божие на наши совместные труды.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси