Новости официального сайта Московского Патриархата

26 Сентября 2015

Конференция прошла 25 сентября 2015 года в доме официальных приемов правительства Хабаровского края.

«Когда образованность и природа в ладу, тогда получается благородный человек», — так высказался две с половиной тысячи лет назад великий китайский мыслитель Кун-Цзы или, на европейский манер, Конфуций. Благородный человек в учении Конфуция воплощает в себе идеал человеческого совершенства, в том числе и нравственного. Только он может служить примером своему народу, заботиться о нем, управлять им. Соответственно, и образование как процесс становления благородного человека превращается здесь в путь к совершенству.

Представление об образовании как процессе формирования человеческой личности в соответствии с определенным идеалом, образом совершенного человека, нельзя назвать сугубо китайским — оно универсально. Мы находим его не только в культурах Древнего Востока, но и в европейской античности, в мусульманском мире, в современной секулярной культуре и, конечно же, в христианстве. Универсальность представления о целях и задачах образования как пути к совершенству, к воспитанию ответственного члена общества, служащего своему народу, государству, церкви, является фундаментом для любой межкультурной и межэтнической коммуникации в образовательной среде (главная тема конференции — прим.).

Христианский идеал человека связан с учением о творении человека по образу Божию. Будучи созданием Творца, человек несет в себе черты Божественного бытия и призван уподобляться Богу как своему небесному Отцу. Такое уподобление становится для христианина путем достижения совершенства, в котором Воспитателем и Учителем является Сам Бог.

В результате грехопадения образ Божий в человеке был затемнен, однако Спаситель и Господь Иисус Христос искупил человека из рабства греху и явил совершенный образ Человека, пребывающего в единстве с Богом. Христос являет пример, к которому стремится на пути духовного развития каждый христианин, чтобы, в конце концов, как говорит апостол Павел, возрасти в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13). Древний учитель Церкви Климент Александрийский прямо называет Христа Педагогом. Церковь Христова, главой которой является Сам Господь Иисус Христос, открывает этот путь всякому человеку.

Полноценное участие человека в жизни Церкви невозможно без знания христианского вероучения и нравственных норм, богослужебного строя и духовного предания. Однако образовательные задачи Церкви не ограничиваются воспитанием православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Призывая верующих, прежде всего, к духовному преображению силою благодати Божией, Церковь не только не отрицает, но, наоборот, настаивает на важности всестороннего образования человека — приобщения к национальной и мировой культуре, что, в свою очередь, предполагает изучение различных наук и искусств.

Воспитание и формирование человека верующим христианином и полноценным членом общества — вот христианский образовательный идеал.

Образование соединяет в себе традицию и инновацию. С одной стороны, оно укоренено в опыте прошлых поколений, который находит свое выражение в культуре, в том числе и духовной. С другой — образовательный процесс ориентирован на развитие этого опыта, его постоянное преобразование и пополнение. Это позволяет традиции оставаться живой, избегать упрощения и обеднения.

Христианство, выйдя из иудейской среды, восприняло античную греко-римскую культуру, творчески осмыслив, преобразив и тем самым сохранив ее для потомков. Отцы и Учители древней Церкви были носителями богатой культуры своего времени. Святитель Василий Великий, христианский епископ и богослов, живший в IV веке, настаивал на важности «внешнего» по отношению к церковному образования. Он призывал «беседовать и со стихотворцами, и с историками, и с ораторами, и со всяким человеком, от кого только может быть какая-либо польза к попечению о душе» (Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений). Сам Василий получил, как мы сказали бы сегодня, «блестящее светское образование».

Христианское образование всегда принимало и использовало те достижения внецерковного знания, которые не противоречили христианской вере. В целом деятельность человеческого разума в христианстве рассматривалась как богодарованная способность к познанию мира и естественному Богопознанию.

Распространение христианской проповеди, образования и культуры содействовало национальному и культурному самоопределению многих народов мира. Церковные школы воспитывали национальных просветителей, историков, писателей, ученых. Вокруг церковных и епископских школ формировались первые университеты и высшие учебные заведения.

И в Новое время христианская культура продолжала служить питательной средой для образования и воспитания. Многие теоретики образования черпали в ней вдохновение. Например, Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог XIX века, которого считают основателем современной отечественной педагогики — был глубоко верующим человеком. Он считал, что воспитание всесторонне развитой личности не может совершаться в отрыве от национальной религиозно-культурной традиции, которая, в свою очередь, является основой национальной системы образования и воспитания. «Всякое европейское общественное воспитание, — писал он, — если захочет быть народным, то, прежде всего, должно быть христианским, потому что христианство есть один из главнейших элементов образования у новых народов (в том смысле, что не древних, античных — прим.)».

Христианская культура, пусть и в секуляризованном виде, вошла и в лучшие образцы советской педагогики. Многие исследователи творчества выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко отмечают огромное влияние на него православного христианства. Одно из ключевых понятий в педагогическом лексиконе Макаренко — «преображение» — пришло из Православия (это понятие настолько важно для него, что одна из глав его Педагогической поэмы так и называется — «Преображение»).

Высокие образовательные идеалы находят свое воплощение в деятельности учебных заведений всех уровней образования, но в наиболее полном виде — в Университете. Сама идея Университета как особого образовательного пространства заключается в том, чтобы выражать многообразие культуры, которая соединяет в себе различные аспекты общественной жизни — науку, философию, политику, искусство, право и, в том числе, религию. Изъятие хотя бы одного из важных компонентов социокультурного целого обедняет культуру и может привести к духовной деградации. В этом смысле появление в российских университетах теологии является закономерным процессом восстановления национального культурного пространства. Теология в Университете становится важным фактором формирования культуры. Кроме того, преподавание теологии и религиозных дисциплин важно не только в культурологическом смысле, но и потому, что религия несет в себе мощный нравственный заряд. Ведь основной задачей университетов было и остается по сей день формирование национальной элиты. И это понимание также является универсальным, то есть понятным современному человеку независимо от его культурной принадлежности. Недаром университет как форма организации образовательной деятельности получил такое широкое распространение по всему миру.

Наша конференция посвящена вопросам коммуникации в межэтнической образовательной среде. По моему глубокому убеждению, основным условием успешности такой коммуникации является следование высоким идеалам университетского образования, в котором наряду с наукой, политикой, философией, искусством и другими аспектами социокультурного целого присутствует религия. Всесторонне образованный носитель национальной культуры, укорененный в своей религиозной традиции и в то же время открытый к межкультурной коммуникации, — вот истинный представитель национальной элиты и просто — благородный человек.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru