Новости Омской митрополии

17 Ноября 2014

В Омске началась работа секций епархиальных Рождественских образовательных  чтений на тему «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси».  Открылись чтения работой секции «Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях». В рамках этой секции будут работать 7 подсекций. 11 ноября в БДОУ г. Омска «детский сад № 90 комбинированного вида» прошла работа первых двух подсекций, в которых участвовали воспитатели и педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Чтения — церковно-общественный форум, организованный Омской  епархией.  Чтения являются региональным этапом ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений.

Ставшие традиционными в Омске образовательные чтения в этом году претерпели качественное изменение: выйдя на уровень митрополии, чтения расширили состав участников, повысилось их общественное значение.

Участников чтений поприветствовали руководитель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии протоиерей Димитрий Олихов и благочинный по Кировскому административному округа иерей Андрей Кравченко, напомнив собравшимся о знаменательной дате 1000-летия со дня преставления равноапостольного князя Владимира, которая будет отмечаться в 2015 году, и подчеркнув неоценимое значение личности святого князя в истории и современности России и всего христианского мира. Была отмечена и роль педагогов, воспитателей в становлении духовного мира ребенка, а значит, и будущего страны.

В работе подсекций приняла участие специалист по работе с дошкольными образовательными организациями Синодального отдела Московской патриархии Алла Сергеевна Алексеева, которая рассказала о духовно-нравственном воспитании в системе дошкольного образования в контексте Федеральных Государственных стандартов, дала много полезных советов, познакомила с нормативными документами в области духовно-нравственного воспитания. На секциях был представлен интересный опыт по влиянию образования и духовно-нравственного воспитания на личностный цивилизационный выбор; на нравственный климат в современной семье как условие ее сохранения и как воспитательный фактор детей и молодежи.

О приобщении детей дошкольного возраста к русским народным истокам, фольклору, православным праздникам поделились старший воспитатель Тонких Лариса Николаевна, педагог-психолог Степанчук Елена Владимировна, музыкальный руководитель Аполонская Елена Анатольевна из БДОУ г. Омска «Детский сад № 5», а также Ильченко Наталья Александровна, заведующий БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка-детский сад № 258» и старший воспитатель этого же садика Передерина Наталья Владимировна, Цырульникова Анастасия Юрьевна, воспитатель БДОУ «Детский сад № 283 комбинированного вида» и Гепперле Екатерина Владимировна, педагог-психолог БДОУ г. Омска  «Детский сад № 93», Филатова Алена Степановна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 339».  О воспитании патриотизма и формировании миролюбия говорили Куприянова Ирина Анатольевна, старший воспитатель  БДОУ г. Омска «Детский сад № 339 и Мазур Лидия Васильевна, старший воспитатель  БДОУ г.Омска «Детский сад № 361»,  Нелина Ольга Владимировна, воспитатель БДОУ г. Омска «Детский сад № 148», Громышева Надежда Владимировна, инструктор по физическому воспитаниюБДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 311», Елисеева Марина Александровна, воспитатель  БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка –детский сад  № 291»,Лебедева Оксана Викторовна, КОУ «НШДС № 301», Бережная Светлана Васильевна, воспитатель БДОУ г.Омска  «Центр развития  ребенка – детский сад № 38». О воспитании духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста через восприятие природы, музыки и творчества делилась опытом победитель межрегионального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» Нечипоренко Елена Владимировна, старший воспитатель БДОУ г.Омска «Детский сад  № 344». Неподдельный интерес вызвало выступление Макуха Елены Анатольевны, воспитателя БДОУ г. Омска «Детский сад № 247 комбинированного вида», выступившей с темой «Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников». Не меньший интерес вызвало выступление о духовно-нравственном воспитании в многонациональном  детском саду воспитателей БДОУ. г Омска «Детский сад №  112» Байдаулетовой Корлан Серикбаевны и Карымовой Ларисы Абульбаисовны.

О формировании чувства любви к Родине, духовно-нравственном воспитании средствами музейной педагогики рассказывали воспитатель детского сада № 258, победитель городского конкурса профессионального мастерства «Солнечный круг» Гилева Татьяна Васильевна,  воспитатель БДОУ г.Омска  «Центр развития ребёнка -детский сад № 356» Охлопкова Светлана Николаевна, старший воспитатель Благова Ирина Владимировна, музыкальный руководитель  Смагулова Айгуль Сембаевна и воспитательШельманова Оксана Олеговна из БДОУ г. Омска «Детский сад № 238».Моторина Наталья Прокопьевна, воспитатель БДОУ «Детский сад компенсирующего вида  № 245» поделилась опытом духовно-нравственного воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  средствами театрализованной деятельности.

После проведения секций заведующий БДОУ «Детский сад № 90 комбинированного вида» Черепанова Наталья Васильевна, старший воспитатель Шипунова Людмила Александровна и педагогический коллектив детского сада представили уникальный опыт создания тринадцати мини-музеев в своем учреждении. Расходиться никто не хотел. Задавали много вопросов, беседовали с присутствующими священниками, спрашивали совета у Аллы Сергеевны Алексеевой, приехавшей к нам из Москвы с огромным опытом работы в области духовно-нравственного воспитания. В свою очередь, Алла Сергеевна отметила, что опыт педагогов-дошкольников города Омска во многих вопросах уникален и предложила сотрудникам отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии представить его на международных Рождественских чтениях, которые пройдут в январе 2015г.  в  Москве. Чтения продолжаются. Работа очередных подсекций состоится 19-го и 27 ноября. Заявки на участие направили более 200 человек.

Участники отмечали, что через разные виды деятельности можно работать формируя нравственность и духовность в ребенке: через игру, через проектную деятельность, через  краеведческие программы, через подготовку к народным и Святым праздникам. Говорилось о работе с детьми, которым нет и трех лет. И в этом возрасте уже ведется эта работа: через отношение к игрушке, чтение сказок, через воспитание культуры общения, через отношение к сверстнику. Хочется отметить, что дети тянутся к этой культуре, к национальным играм, поговоркам, им нравится носить национальные народные костюмы. Им это интересно. В Омске много национальностей, и дети других национальностей не отталкивают русскую культуру, с удовольствием водят русские хороводы и поют песни о России. И дети, и родители принимают участие в православных праздниках. Около 80 % дошкольных образовательных учреждений уже сегодня работают по программам духовно-нравственного воспитания. В соответствии с новыми стандартами основная цель воспитания – это формирование человека нравственного, духовного.

Освещение вопросов духовного и нравственного просвещения является одной из неотложных задач современного общества, уверены участники чтений. Вопросы, связанные с  образованием детей дошкольного возраста, все больше волнуют не только специалистов, но и политиков, общественность. Множество исследований свидетельствует о непреходящей ценности дошкольного периода детства. На дошкольное образование возлагаются большие надежды, так как успех на выходе зависит от раннего старта, от тех основ, которые будут заложены в самом раннем детстве.

Светлана Баранцева, сотрудник отдела религиозного образования и катехизации