Новости Омской митрополии

29 Сентября 2014
С 30 сентября по 4 октября в г. Омске будут пребывать мощи святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Попечение твое о пастве в странствии ея, се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне…

(из тропаря святителю Иоанну Шанхайскому)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

СвятительИоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский – это человек, на котором воистину сбылись боговдохновенные слова отца и учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста. Архиепископ Царьграда и смиренный слуга Небесного Царя учит, что «Первая добродетель, и даже все добродетели состоят в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом мире и не иметь ничего общего со здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, подобно тем блаженным ученикам, о которых Апостол говорит: Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления: те, которых весь мир не был достоин (Евр.11:37-38)».

«Святые были странниками и пришельцами» – говорит далее Златоуст. «Как и каким образом? Не называли ли они себя странниками по отношению к одной земле палестинской? Нет, по отношению к целой вселенной, – и справедливо… Они хотели упражняться в добродетели, а здесь было множество пороков, и потому все здешнее было для них чуждо; они не имели ни одного друга, ни одного близкого человека, кроме немногих. А как они были странниками? Они не заботились о здешнем и доказывали это не словами, а самыми делами. Как и каким образом? Бог сказал Аврааму: Оставь мнимое отечество и иди в землю чуждую (Быт.12:1), – и он не остался там по любви к близким, но без сожаления оставил его, как бы землю чуждую. (…) Таков был Авраам и подобные ему; они были, говорит Апостол, странниками для целой вселенной и искали отечества. Какого? Не того ли, которое оставили? Нет; ибо что препятствовало им, если бы они хотели, возвратиться туда и быть его гражданами? Они искали отечества небесного. Так спешили они удалиться отсюда и таким образом угождали Богу; посему и Он не стыдится называться их Богом».

Замечательным примером такой «странствующей святости» и стал святитель Иоанн. После Октябрьской революции и Гражданской войны ему пришлось покинуть Родину, где он родился, и переселиться в Сербию, а оттуда – сначала в далекий Китай, где он и получил свою первую епископскую кафедру, затем – во Францию, из Франции – в США, где после многих лет служения Церкви он и скончался… Пожалуй, на примере жизненного пути святителя Иоанна можно было бы изучать современную ему географию – политическую, экономическую, культурную, религиозную. А можно изучать святость – подлинную, живую, явленную в не столь уж далекое от нас время, бесспорную, спасительную святость жизни.

Потомок знатного дворянского рода, блестящий юрист, выдающийся ученый – он был вынужден оставить свою страну, беззаветное служение которой было мечтой всей его жизни. Знаете ли, как начинал он свою жизнь на чужбине? По воспоминаниям современников, в это время он жил в самой крайней бедности, зарабатывал на жизнь продажей газет и другими случайными заработками, имел одну смену белья и одни старые сапоги, в которых и ходил чуть ли не круглый год. А знаете, что он сделал в этих условиях? Он поступил на богословский факультет Белградского университета, чтобы служить Русской Церкви и заботиться о тех, кто вместе с ним оказался в вынужденной эмиграции. По воспоминаниям современников «обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания».

Вот так он жил, учился и работал почти пять лет. А по окончании университета, после принятия в 1926 году монашества, а в 1929 году – священного сана, он удостоился от святителя Николая (Велемировича) следующей аттестации, обращенной к сербской пастве «Слушайте отца Иоанна; он – ангел Божий в человеческом образе».

В середине 30-х годов ХХ столетия святой Иоанн перебирается во Францию, а вскоре получает от Священного Синода Русской Православной Церкви Заграницей поставление во епископы на противоположный край земли – в китайский город Шанхай. Уже тогда православные христиане стали именовать жизнь молодого епископа «чудом аскетической стойкости». И это неудивительно. Ведь даже римо-католические клирики, наблюдая за жизнью святителя в Париже, говорили своим прихожанам: «Вы ищете святости? Посмотрите, вон святой ходит по вашим улицам. Его зовут Иоанн Босоногий». Почему босоногий? Потому что старые русские сапоги к тому времени уже развалились и новонареченный епископ все лето 1934 года (вплоть до отъезда в Китай) ходил по парижским улицам босой. Свои ботинки он отдал бездомному нищему.

В декабре 1934 года святитель Иоанн прибыл в Шанхай, где сумел быстро нормализовать церковную жизнь многотысячной эмигрантской русской общины. А знаете ли, что он сделал потом, братья и сестры? Он, неимущий архиерей, возглавлявший епархию, состоящую из обездоленных, бездомных и безхлебных эмигрантов создал … сиротский приют для нескольких тысяч (!) детей самых различных рас и национальностей! Всем им он сумел дать не только содержание, но и воспитание, и образование. И это в практически нищем в ту пору Китае, в условиях бушевавшей в ту пору ожесточенной войны с Японией, взявшей Шанхай через три года после прибытия туда святителя Иоанна.

Что дало подвижнику возможность свершить это подлинное чудо спасения от голодной жизни и голодной смерти нескольких тысяч юных душ? Любовь, братья и сестры, переполнявшая его сердце любовь Христова! В житии святого недаром написано: «Его любимцами были дети, которых он так охотно держал при себе. Он всегда интересовался ими, экзаменовал их, посылал им открытки и приносил подарки. Он мог смотреть им в глаза по несколько минут тем тёплым лучистым светом, который проникал в глубину души, и это было как объятие матери для младенца. Этот взгляд был незабываем. Тело этого аскета было как высохшая кора дерева, но каждый, кто встречался с ним взглядом, ощущал себя самым любимым существом на земле».

Удивительно ли, что уже тогда святой Иоанн своими молитвами исцелял безнадежно больных, просвещал помраченных духом и разумом, преклонял к людям Божественную помощь в самых безвыходных ситуациях?

А ситуации в те годы были не просто сложные, а зачастую смертельно опасные. Вторая мировая война в Китае по своим зверствам далеко превосходила все, что было в Европе. Одна печально знаменитая резня в соседнем с Шанхаем Нанкине унесла в 1937 году жизни трехсот тысяч (!) человек. И не стоит полагать, что шанхайская паства был застрахована от таких ужасов. Знаете ли вы, братья и сестры, что японские оккупационные власти присвоили себе право требовать от всех лиц, находящихся в Китае под их оккупацией, поклонения японским языческим божествам? Альтернативой в случае первого отказа был концлагерь, в случае второго – смерть. Скажем честно – далеко не все православные христиане смогли устоять перед такой угрозой. Но святой вымолил у Господа свою паству, а Господь сохранил его самого. Более того, когда уже после Второй мировой войны, когда нескольким тысячам бежавших от гражданской войны в Китае на Филиппины членов шанхайской общины грозила смерть от голода и болезней, святитель Иоанн вымолил у Спасителя их жизни – и в виде исключения из действовавшего тогда временного запрета на эмиграцию беженцев всем им разрешили перебраться в Австралию и США (чего конечно абсолютно никто не ожидал).

Сам же святитель был возращен во Францию для управления приходами РПЦЗ в Западной Европе. Биография святого лаконично сообщает нам, что там он «активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии, содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках. Также окормлял греческие, арабские, болгарские и румынские православные приходы, придав им особый статус. Способствовал появлению приходов западного обряда. Рукоположил испанского православного священника для Мадридской миссии». А вот что писал сам святитель в  одном из первых своих указов на новом месте служения. «Пребывая в рассеянии в странах, где древле подвизались и прославились своими страданиями или иными подвигами святые угодники, чтимые Православной Христовой Церковью с древних лет, подобает нам достойно почитать их и прибегать к ним, не охладевая в то же время к святым угодникам Божиим, к коим мы прибегали и прежде в молитвах». Неудивительно, что именно благодаря святому Иоанну в Русской Церкви было восстановлено поминовение десятков (а затем – и сотен) западных (британских, галльских, германских, иберийских, италийских) святых древней, неразделенной Православной Церкви. О том, сколь велика была помощь этих святых изгнанной из Отечества части единой Русской Церкви может свидетельствовать всякий человек, воочию наблюдавший стремительное послевоенное возрождение православных приходов русской традиции в странах Запада.

Особого внимания заслуживает тот факт, что святитель Иоанн никогда не считал Русскую Церковь реально разделенной, и категорически возражал против любых спекуляций на тему «безблагодатности Московской Патриархии», «служения иерархов коммунистической власти» и тому подобных инсинуаций, на которые была столь падка определенная часть русской православной эмиграции. Сам святой говорил «Я каждый день на проскомидии поминаю Патриарха Алексия (Симанского – м.В.). Он Патриарх. И наша молитва, несмотря ни на что, остаётся. В силу обстоятельств мы оказались отрезаны, но литургически мы едины. Русская Церковь, как и вся Православная Церковь, соединена евхаристически, и мы с ней и в ней».

В 1962 году Иоанн (Максимович) переехал в США. В конце года по просьбам тысяч спасенных им на Филиппинах духовных чад, ему было поручено возглавить Сан-Францисскую епархию. Не думайте, братья и сестры, что там его встретили цветами и всеобщей готовностью внимать его духовным наставлениям и достойно покоить его старость? Святого встретили доносами и клеватами, исками и судами, обвинениями в финансовой нечистоплотности (его, человека, отдававшего беднякам последнюю обувку!) и, конечно же, в «тайном преклонении перед безбожной коммунистической властью в России».

А почему его так встретили? А потому, что он учил людей не привязываться к сиюминутным земным выгодам, не кидаться сломя голову в политическую (в том числе и церковно-политическую) борьбу. «Мир земной есть дорога, а не жилище… Земля есть только путь людей, только станция в человеческой судьбе. Человека ждет бессмертная жизнь. Как бы долго ни останавливался он на земле, и какие бы “высотные” здания он ни строил на земной скорлупке, она не перестанет быть лишь хрупкой скорлупкой над огненным океаном. И человеку предлежит отправляться далее в путь…».

Любя Россию более собственной жизни, новый Сан-Францисский владыка однако не ставил эту естественную человеческую привязанность выше любви к Богу. А потому, хотя революционные события в России, разрушение страны и страдания ее народа были для святителя большим горем – тем более что и паства его почти полностью состояла из тех, кто непосредственно пострадал от революции – в то же время невозможность жить в России и крушение надежд на скорое свержение большевизма не стали для него, как для многих русских эмигрантов, «концом всего», обессмысливанием жизни. И несмотря на искреннюю, делом выстраданную любовь к родной стране, главной ценностью для святителя Иоанна, основной целью и средоточием всего его бытия было стремление в Отечество Небесное, любовь к Богу и служение, прежде всего, Ему. Страдания земной родины, разлука с ней были страданиями и для святителя Иоанна – но эти страдания он воспринимал как испытания, призванные закалить, укрепить его веру в Господа и упование на Него Одного.

«Веровать в Бога только при условии жизненных удобств и радостей или среди только тяжких обстоятельств и небесных громов, – это еще несовершенная вера» – говорил святитель. «Надо видеть Божественную заботу о нашей бессмертной душе – и в радостях, и в трудностях жизни. Веровать в Бога – это значит во всем и всегда признавать силу, власть и мудрость верховного Хозяина жизни, проводящего нас чрез мир, как чрез больницу и школу, для исцеления, научения, умудрения и спасения нашей бессмертной души. (…) Творец учит нас и радостью жизни и ее трудностью: трудностью жизни смягчает нашу эгоистическую волю и светлым утешением вдохновляет нас на борьбу за правду, справедливость, за мир и высшую жизнь».

При всем том святитель постоянно, всю свою жизнь размышлял о причинах революционной трагедии, о том, что и как может и должен делать теперь русский народ для собственного спасения и избавления своей родной страны. Но выводы, к которым приходил этот умудренный Господом пастырь, прямо противоречили тому, что утверждали иные «горячие головы» первой и второй волны эмиграции. В отличие от этих лиц, святитель Иоанн не считал, будто русский народ пал безвинной жертвой грязный происков внутренних заговорщиков и внешних врагов России. Причиной революционных событий в России и последовавших за этим страшных бедствий святитель считал, прежде всего, грехи самого русского народа, его отступление от Бога, Которого народ и страна в целом продолжали исповедовать на словах, но Чьи заповеди уже давно забыли и попрали. И этот упрек он адресовал и многим представителям своей паствы.

«Значительная часть выехавших русских за границу», – писал святитель, – «принадлежит к тому интеллигентному классу…, который жил идеями Запада. Принадлежа к числу чад Православной Церкви, исповедуя себя православными, люди того круга в своем миросозерцании значительно уклонились от Православия. Главным грехом людей того класса было [то], что они не свои убеждения и уклад жизни строили на учении православной веры, а старались правила и учение Православной Церкви согласовать со своими привычками и желаниями. Посему, с одной стороны, они весьма мало интересовались сущностью православного учения, часто даже считая догматическое учение Церкви совершенно несущественным, с другой стороны, они исполняли требования и обряды Православной Церкви, но лишь постольку, поскольку это не мешало их больше европейскому, чем русскому укладу жизни. Отсюда пренебрежительное отношение к постам, посещение храмов лишь на короткое время, да и то для удовлетворения больше эстетического, чем религиозного чувства, и полное непонимание религии как главной основы духовной жизни человека. Многие, конечно, внутренне были настроены иначе, но выявить это вовне, в жизни, не у многих хватало силы духа и уменья» А потому «нашедшее на Россию бедствие» по словам святого «является прямым последствием тяжких грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них».

В чем же видел святитель Иоанн спасение России? Послушаем его собственные слова, звучащие как нельзя более актуально и в наше с вами непростое время.

«Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира».

Что же почитал святитель Иоанн главным в деле спасения и в человеческой жизни вообще? Ведь этот вопрос – вопрос о самом главном и ценном – с особой остротой встает перед тем, кто потерял родину и познал горечь изгнания… Человек, лишившийся многого – быть может, даже всего – что имел на земле, не удовлетворится поверхностным, дежурным ответом на такой вопрос. И если он в конце концов найдет ответ – это будет ответ, пропущенный через душу и сердце, исходящий из самой их глубины.

Святитель Иоанн самым главным в жизни каждого человека и мира в целом считал Христову любовь и Божье добро, служение этим любви и добру всеми силами, всем своим существом.

«Каждому из нас дан талант любви, и из множества наших отдельных жизней складывается общий облик того или иного народа и всего человечества. Каждый человек ответствен прежде всего за свою жизнь. Себя, свою душу он должен возделать, как сад. Инженер, врач, земледелец, ученый, политик, общественный деятель, рабочий, кладущий кирпичи, садовник, прививающий плодовое дерево, поэт, утешающий человека, музыкант, выискивающий новую гармонию, – все это пчелы, работающие в одном огромном улье-мире; они летают по разным цветам, но сладость достижений их идет в общий дом. Мы, люди, призваны наполнить мир благоуханным садом добрых творческих мыслей и чувств, сладких для всех, а не разъедающим дымом эгоизма, ненависти и зла. В этом высшее осуществление цели жизни нас всех, – Царство Божие…».

А потому, по словам святителя «Нужно видеть вокруг себя не только зло и несправедливость в людских отношениях, и не только временное одоление добрых людей злыми, но и совершающуюся – иногда очень сокровенно – великую победу добра над злом. Победы зла над добром призрачны и кратковременны, а победы добра и самое существование в мире добра, которое является уже его победой, – есть высшая реальность мироздания и общее человеческое богатство».

Конечно, подобное служение невозможно без Богообщения и Богопознания, без непрестанного единения с Богом в молитве, Таинствах, в каждом поступке и каждом вздохе. И потому вопросы Богопознания занимают важное место в трудах и проповедях святителя Иоанна. Он любил Бога, стремился к Нему всем своим существом – и те же любовь и стремление старался передать своей пастве. Послушаем же эти мудрые пастырские слова!

«В чем начинается наше пребывание с Господом? В желании соблюсти малейшую Его волю, исполнить каждое указание Евангелия, даже каждый намек Его заповеди. Пребывание с Господом выражается и в мире сердца, который превыше всякого мира. Он есть “мир наш” (Еф.2:14). Пребывание с Господом есть молитвенная, чистая, небесная радостно-благодарная смягченность правдивого и покаянного сердца. Пребывание с Господом есть живое непрестанное общение с Ним, хождение перед Ним и в Нем…».

«Чтобы познать Бога, надо, в сущности, только одно: сделаться человеком. Истинный человек всегда видит умом и сердцем Бога, слышит Его слово – и в природе мира, и в своей совести, и в ослепительно открывшейся истине Евангелия. (…) Вникание в Евангелие, проверка себя, своей совести его светом и молитва – просвещают малый человеческий разум и открывают в человеке высший разум, который обычно бывает в человеке закрыт, засыпан мелким практическим рассудком. Истина Христова освобождает человека от зла и неведения, очищает и воспитывает внутреннюю глубину в человеке, его сердце, дух… Кто хочет познать истину, тот, прежде всего, должен начать познавать в себе того человека, который в силах ее познать».

«Свободной, честной мыслью своей, верой как высшей духовной интуицией и молитвою, человек может пройти мгновенно все то расстояние, которое отделяет его от Бога. Молитва есть истинное питание духа и оживление бессмертного существа в человеке, она есть высшее просвещение человека. Кто хочет молиться Богу, тот найдет молитву, и кто найдет ее, никогда не оставит, потому что нет большего блага и счастья для человека, как говорить с Богом, – осознавать и чувствовать свое живое, личное общение с Творцом, бесконечной любовью и правдой. По Его любви и правде томится всякий человек, не угасивший до конца своего духа».

Могли ли подобного рода богоглаголивые слова Сан-Францисского архипастыря не преклонить к нему на помощь всесильного и всемогущего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа? Разумеется, Бог-Слово не умедлив, самым убедительным образом явил то, с кем пребывает Его благодать и истина. Клеветники были обличены, судившиеся с владыкой – посрамлены, лгавшие на него люди сами покрыли себя позором. Господь еще при жизни явил духовное торжество угодника Своего. Вскоре после этого, в 1966 году душа святителя Иоанна прямо во время молитвы была возведена Небесным Царем в вечные селения праведных! Телесно же, мощами своими, (равно как и своей духовной заботой) он остается с нами – чадами единой, объединенной с 2007 года Русской Церкви, равно прославляющей и почитающей святителя как в Отчестве, так и в Зарубежье! Ныне же он пришел к нам, на Омскую землю, в Сибирь, которую почти 300 лет назад окормлял единородный и тезоименитый ему другой святой Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, бывший одним из первых Сибирских архиереев. Сегодня Сан-Францисский архипастырь пришел в край, который просвещал святитель Сильвестр Омский, многие проповеди которого едва ли не дословно перекликаются со словами Шанхайского и Сан-Францисского святого. Он пришел к нам, чтобы самим своим пришествием напомнить нам о том, как надлежит жить тем его почитателям, кто хочет после смерти пребывать там, где ныне пребывает сам величайший святой Русского Зарубежья.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Лучший способ почитания святых – подражать их жизни во Христе, стараться уподобиться им в добродетелях. Именно этого, а не славословий, молитв и новых храмов в свою честь, несомненно, хочется им самим (хотя, разумеется, и подобные вещи также важны и нужны – прежде всего нам самим, как лишнее напоминание об их святом подвиге). Конечно, «подражать святым» не означает непременно уподобляться им в чем-то внешнем. Не каждый призван к монашеской жизни или священническому служению, тем более не каждый будет епископом; от нас не требуется даже раздавать все свое имущество нищим и ходить по улицами города босиком, как это делал святитель Иоанн в Париже (где местные жители за нестяжание и прочие добродетели прозвали его святым Иоанном Босым). Подражать нужно не внешнему, а, прежде всего, внутреннему устроению святой жизни. Чему же можем мы с вами научиться у святителя Шанхайского Иоанна? Конечно, его горячей, нелицемерной жертвенной любви к Богу и всем людям без исключения, его готовности служить Господу в любое время, в любом месте и при любых обстоятельствах, его правильной расстановке жизненных приоритетов, когда служение Богу и любовь к Нему ставятся в центр всей жизни и превыше любых чисто земных привязанностей, таких, как привязанность к родному краю и народу (что не отменяет, конечно, деятельной любви к ним).

Будем же по мере сил подражать святителю Иоанну в этих добродетелях, неустанно следуя за Христом, как делал это он! Будем просить на этом нелегком, но благодатном пути помощи Господа нашего Иисуса Христа и молитвенного предстательства за нас святителя Иоанна Шанхайского, восклицая вместе со всей Святой Православной Церковью:

«Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим!».

Аминь.