Новости Омской митрополии

11 Сентября 2014
владыка в желтом

 

Выступление

митрополита Омского и Таврического Владимира

на круглом столе «Межрелигиозная дискуссия о семье»

в рамках Международного форума

«МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

(Москва, 10-11 сентября 2014 г.)

Уважаемые дамы и господа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Кажется не случайным, что наша встреча, посвящённая вопросам укрепления семьи, проходит в памятный для всех христиан день: сегодня Православная Церковь воспоминает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Пророк и Предтеча Господа нашего Иисуса Христа Иоанн был казнён именно за то, что осмелился возвысить свой голос в защиту семейных ценностей, в защиту семьи, чем и вызвал гнев царя Ирода. Этот правитель, в нарушение закона Божия, взял себе в жёны Иродиаду, жену брата своего Филиппа, когда тот ещё был жив. Иоанн же, как сказано в Евангелии, говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6, 18). Для пророка Иоанна, который родился и вырос в благочестивой семье праведных Захарии и Елизаветы, было невыносимо видеть такое оскорбление святости брака, и он открыто обличал в этом нечестивого правителя. За это он был вначале посажен в темницу, а позже, по наущению Иродиады, казнён через усекновение главы.

Сегодня для многих людей, в том числе и многих верующих, даже непонятно, почему этот брак Ирода вызвал такое порицание Крестителя Господня. Подумаешь, рассуждают они, что в этом такого? Ну, не сложился первый брак у Иродиады, разошлась, вышла замуж за брата бывшего мужа… Стоило ли возмущаться, «лезть», как сейчас принято говорить, в чужую «личную жизнь»? А уж сколько недоумения, а то и глухого раздражения, вызывают у современных людей слова Господа нашего Иисуса Христа: …Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведённой, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32).

Действительно, трудно современным россиянам понять эти слова – ведь развод сегодня в России стал обычным делом: за последние сорок лет количество браков сократилось вдвое, а число разводов выросло почти в три раза! И это – всего лишь один из показателей того, насколько брак, супружество потеряли свою святость, насколько они стали восприниматься просто как «легальное сожительство». Уже не только Церковь, но и государство забило тревогу: ведь главным ресурсом государства являются не финансовые сбережения и не полезные ископаемые; главный ресурс государства – это люди, его граждане. Их из банка не возьмешь и из-под земли не добудешь: не будет народа – не будет и государства. А единственным источником сохранения и приращения народа является семья. Ещё святитель Иоанн Златоуст предупреждал: Если разрушатся семьи, падут города и низвергнутся государства.

Семья – это не просто ячейка общества, как говорили раньше. Семья – это одна из основ всего мироздания, всего миропорядка. Созданием первой семейной пары, прародителей наших Адама и Евы, Господь завершил творение мира, когда ещё никакого общества не было. И почтил супружество этой пары, поставив Адама и Еву выше ангелов. Тем самым Творцом Вселенной была показана святость брачного союза, вселенское величие супружеской жизни. И именно этой святости брака более всего позавидовал диавол и подтолкнул первых супругов к нарушению заповеди Божией… И продолжает свою работу по разрушению, унижению брака и по сей день. В государстве, в обществе, порой даже в Церкви ослабло восприятие брака как священного союза: брак стал восприниматься как «частное дело», как что-то несерьезное, маловажное.

Именно такою «модель» насаждают сегодня те, кто проповедует идеал, точнее – анти-идеал так называемой «современной» в кавычках, «свободной» семьи. Непонятно только, почему всё это называют семьей: наверно, не решаются совсем отбросить это слово. Ведь речь, по сути, идёт о простом сожительстве, о том, что раньше называлось коротким и ясным, хотя и «неполиткорректным» словом – блуд. Какое может быть соответствие между христианским браком – и «свободным» сожительством? Семья создается ради совместной жизни на всю жизнь, ради заботы о ближнем, ради рождения и воспитания детей. Семья – это «малая Церковь»: она воспитывает в человеке ценности любви, смирения, трудолюбия. А что воспитывает в человеке сожительство, в которое он вступает только ради удовлетворения своей похоти?

Пропаганда идеалов потребления, обогащения, моральной вседозволенности идёт рука об руку с проповедью крайнего индивидуализма, обожествления отдельного человеческого «я». К сожалению, после десятилетий насильственно насаждаемого большевиками коллективизма, эта проповедь нашла для себя благодатную почву. На смену советскому коллективизму пришли не соборность, не единство, но раздробленность, разъединение и разобщение людей. Многие, особенно молодые, всё больше стремятся «пожить в свое удовольствие», не обременяя себя ни семьёй, ни детьми. Это ведёт не только к деградации отдельной личности, но и к вырождению общества в целом.

Сегодня много приходится слышать о необходимости патриотического воспитания молодежи. Но можно ли ожидать успехов в этом деле, пока наше общество будет строиться на сугубо материалистических, потребительских основах? Патриотизм, любовь к родине, готовность пожертвовать ради неё всем, и своим имуществом, и жизнью, не вписывается в то «товарно-денежное» мировоззрение, которое насаждается сегодня: ведь патриотизм не несет человеку никакой материальной выгоды, он относится к чисто духовным ценностям. А духовные ценности невозможно «спустить» директивным образом: они формируются в человеческой душе с самого рождения, с самых первых контактов с окружающим его миром. И главным источником, откуда человек усваивал эти ценности, всегда была полноценная (с двумя родителями) и многодетная семья.

Для брака нужны двое, мужчина и женщина, и для полноценного воспитания нужны тоже двое, отец и мать. Любой психолог подтвердит, что не может быть нормального формирования личности ребенка, когда родители в разводе и его воспитывает только мать или только отец. Развод родителей – это не только травма для ребенка: у него на глазах происходит разрушение семьи. Сколько бы потом не внушали ему о ценности брака, в душе такого человека все равно останутся рубцы: ведь живой негативный опыт семейной жизни всегда «перевесит» сотни призывов и проповедей.

Но полноценная семья – не только та, где двое родителей, но и та, где как минимум двое, а в идеале – трое, четверо, пятеро детей. А сегодня в России таких семей не более 6 %. Как считают демографы, для сохранения современной численности населения России – подчеркиваю, только для сохранения, – необходимо, чтобы доля многодетных семей была не менее 50% от общего числа семей. Но дело не только в демографии. Именно в многодетных семьях дети вырастают не эгоистами, не потребителями; именно в таких семьях воспитывается подлинный, здоровый коллективизм и патриотизм.

Бывает, что по каким-то причинам, связанным со здоровьем супругов, они не могут иметь много детей, а то и вообще остаются бездетными. В таком случае, нужно всячески содействовать тому, чтобы такие родители брали на воспитание детей из детских домов; было бы хорошо, чтобы в православных приходах (или в других религиозных организациях, если родители – не православные) настоятели всячески побуждали к этому своих прихожан, чаще организовывали посещения детских домов. Чтобы чаще в своих проповедях напоминали своей пастве, что чадородие в браке – это исполнение повеления Божия: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28), это путь спасения и для женщины, и для мужчины. И, наконец, открыто, не стыдясь, возвышать свой голос против искусственного прерывания беременности.

Ведь только по официальной статистике, 60 % беременностей в России прерываются абортами. А, по словам медиков, реальная картина ещё страшнее… Я не касаюсь случаев, когда искусственное прерывание беременности вызвано какими-то серьезными медицинскими противопоказаниями; хотя и в этих случаях очень часто, по молитвам, роды проходят успешно и без каких-либо последствий для здоровья матери. Но основная причина – это нежелание иметь ребенка, нежелание поступиться своими эгоистическими интересами, желание пожить «для себя», в своё удовольствие.

И напрасно уверяют, что для сокращения числа абортов нужно, дескать, просто «сексуально просвещать» население, пропагандировать использование контрацептивов, учить, чуть ли ни в школах, как ими пользоваться… Нет, совсем иное просвещение здесь требуется! Как такое могло быть, что у наших «тёмных» и «непросвещённых» в тонкостях использования противозачаточных средств предков проблема абортов не стояла, что если это и встречалось, то главным образом, среди женщин, торговавших собою? А сегодня, получается, чуть ли не половина «просвещённых» россиянок стала вести себя подобно блудницам! А дело в том, что наши предки знали, что чадородие – это дар Божий, что ребёнок даётся от Бога, и искусственное прерывание беременности – это нарушение святой заповеди Божией: Не убий! (Исх. 2, 13; Втор. 5, 17), это осквернение святости брака, оскорбление Пресвятой Богородицы, Покровительницы жён, носящих под сердцем ребёнка.

В последнее время противники многодетной семьи сменили свою тактику: они уже не защищают аборты, а стали пропагандировать так называемое «планирование семьи». Да, действительно, слишком частые роды, когда женщина, едва родив, снова беременеет, ослабляют женский организм, приводят к ранней смертности. Но подобное для современного российского общества уже давно не характерно: не случайно почти все примеры, которые приводят пропагандисты «планирования семьи», взяты, как правило, из азиатских и африканских стран. Там, действительно, много и ранних браков, и высокая рождаемость, и очень высокая женская и детская смертность; у нас же в России ситуация совершенно другая. Но для этих «планировщиков семьи» – что Россия, что Африка… Да и нуждается ли семья, где муж и жена – верующие и стремятся жить по заповедям Божиим, в «планировании»?

К сожалению, и у многих, кто сегодня активно и искренне борется за сохранение семейных ценностей, тоже не всегда есть понимание того, каким образом следует это делать. Многие продолжают пропагандировать прежние советские методы защиты семьи, в основном запретительного характера. Запретить аборты, запретить и преследовать однополое сожительство, усилить уголовную ответственность за растление несовершеннолетних… Но ужесточение законодательства без одновременного принятия позитивных мер по укреплению семьи может принести только негативный эффект: люди, склонные к пороку, как обычно, начнут выискивать лазейки, чтобы эти законы нарушить. А что же предлагается в качестве позитивных мер? Снова все тот же «советский» рецепт: увеличить пособия, увеличить отпуска по уходу за детьми. Увеличили пособие, развесили «социальные рекламы» (раньше это называлось агит-плакатами) – и проблема как будто решена… Конечно, материальные стимулы тоже важны, но при отсутствии стимулов духовных они могут дать только отрицательный эффект, закрепляя в человеке потребительское восприятие семьи и брака. Без веры, без возрождения религиозного отношения к браку, к семейным обязанностям, к рождению и воспитанию детей – возрождение и укрепление российской семьи невозможно.

Хотя название нашего круглого стола звучит как «Межрелигиозная дискуссия о семье», я не думаю, что нам стоит здесь дискутировать о семье. Нормы, связанные с семейной жизнью, у разных религий различаются; однако есть вопросы, где мы хорошо понимаем друг друга и можем действовать в одном направлении, во имя одной цели. Во всех традиционных религиях осуждается искусственное прерывание беременности, осуждаются добрачные и внебрачные связи… И здесь мы должны не дискутировать, но – выдвигать совместные инициативы.

Позвольте в завершение поблагодарить организаторов этого представительного форума, а также выразить надежду, что, благодаря усилиям и доброй воле и организаторов, и участников нынешнего форума, мы сможем внести посильную лепту в дело возрождения ценностей семьи, ценностей воспитания нового, духовно и физически здорового поколения россиян.