Новости Омской митрополии

12 Января 2017
image_print
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

 

Приветственное слово

Митрополита Омского и Таврического Владимира

на VI Омских областных Рождественских образовательных чтениях

«1917-2017: уроки столетия для Омского Прииртышья»

(12 января 2017 года)

Ваши Преосвященства!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Уважаемые дамы и господа!

Несколько лет назад, в 2013 году, мы отмечали великую и радостную дату – 1025-летие Крещения Руси; этому событию были посвящены и наши Рождественские чтения, и многие другие мероприятия и встречи, которые прошли в Омской митрополии.

В этом году наши Чтения посвящены событию не такому древнему, и для многих – и, прежде всего, для православных людей – не содержащему в себе, вроде бы, ничего радостного. Действительно, можно ли с радостью вспоминать о том, как взрывались храмы, как предавались смерти десятки тысяч служителей Церкви и простых верующих, как изо дня в день распространялась атеистическая клевета на Учение Христово, а Церковь не могла даже слабо возразить на нее?

Так почему же мы вспоминаем сегодня об этой дате, о 1917 годе, когда вначале, в результате февральской революции, в России была свергнута монархия, а чуть более чем через полгода к власти пришла политическая партия, которая с первых же дней повела наступление на Церковь? Может, лучше просто забыть об этом, вырвать эту страницу нашей истории из памяти, не растравливать, не бередить и без того кровоточащие раны?

Этот вопрос – отношение к октябрьской революции и к ее последствиям – является особенно непростым для нашего Омского края. С одной стороны, как мы знаем, Омск был одним из главных центров сопротивления советской власти в период гражданской войны. Здесь находилась ставка Временного Всероссийского правительства, а затем Российского правительства адмирала Колчака, здесь действовало Временное Высшее Церковное управление. Сибирское казачество активно боролось с Красной армией. Отказывалось признать новую власть и духовенство, в лице своего архипастыря, председателя упомянутого Временного Высшего Церковного управления – ныне прославленного в лике новомучеников архиепископа Омского Сильвестра – осуждавшее большевизм. В советский период, особенно в первые его десятилетия, в Омском Прииртышье, как и во всей стране, шло гонение на Церковь: подвергались репрессиям священнослужители, члены их семей, простые верующие; закрывались и сносились храмы и монастыри; насаждалась атеистическая идеология…

С другой стороны, семидесятилетний период советской истории вместил в себя и много положительного, и отрицать это было бы бессмысленно. Была ликвидирована неграмотность, возрос научный и культурный потенциал страны; были освоены необъятные просторы Сибири и Дальнего Востока. Была одержана одна из величайших побед в истории России – победа над фашистской Германией, самым антихристианским, античеловеческим режимом за последние века: даже страшно представить, как бы выглядел сегодня мир, если бы этой победы не было…

Можно спорить, было ли все это достигнуто благодаря или вопреки советской власти; можно спорить и о том, не слишком ли большой ценой были добыты эти достижения. Но отрицать или умалять их нельзя. Ведь до сих пор мы, по сути дела, продолжаем пользоваться всем тем, что было создано в советские годы, тем потенциалом, который был накоплен тогда и                  в материальной, и в духовной сферах. Да и психологически большинство из нас, сидящих в этом зале, сформировалось еще в Советском Союзе – и для нас это не просто какой-то абстрактный исторический период, но важная часть нашей с вами жизни, часть нашего общего духовного опыта, нашей ментальности.

Нужно помнить и то, что социализм возник не на пустом месте. Если бы в российском обществе тогда была сильна вера, если бы голос Церкви был живым и авторитетным, то социалистическая идеология имела бы мало шансов на успех. Социализм возник и распространился как ответ на те кризисные, застойные процессы, которые происходили в России в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях, когда Церковь, к сожалению, потеряла ту пастырскую роль, то духовное лидерство, которым она до этого всегда обладала. К сожалению надо признать, что Русская Церковь оказалась внутренне не готова к тем колоссальным переменам, которые происходили в обществе. Ее голос звучал, но звучал слабо, и образованные люди того времени к нему редко прислушивались.

В Церкви существовала многовековая традиция сопротивления различным заблуждениям; но новое время требовало нового типа сопротивления заблуждениям, в том числе тем учениям, которые брали что-то на вооружение из Евангелия и трактовали это по-своему, по своему мирскому разуму, в зависимости от своих политических целей. Социализм как раз и был таким заблуждением: взяв у Христианства идею равенства всех людей перед Лицом Бога, он истолковал ее как идею социального и экономического равенства всех людей друг перед другом. Такая трактовка невозможна в корне, поскольку одно дело – наша духовная жизнь, наше предстояние перед Господом, перед Которым нет ни царя, ни раба, а есть человек. И другое дело – социальные отношения людей, отношения их между собой, а поскольку мы – люди греховные, то и отношения наши друг к другу – несовершенны. Поэтому даже социальное равенство между нами невозможно, не могут несовершенные люди построить совершенное общество… Кроме того, все люди – разные, у всех разные таланты, и потому в земной жизни они не могут быть равны: при любом социальном строе будут более обеспеченные материально и менее обеспеченные, управляющие и управляемые, начальствующие и подчиненные… Такова реальность мира сего, искаженного грехом первых людей и нашими грехами…

Итак, только перед Богом мы все равны, и должны об этом всегда помнить; ибо каждый человек будет отвечать за свои грехи независимо от того, какую должность он занимал, или какое богатство имел, или насколько был беден, или нищ… Кстати, отвечать придется и за те грехи, из-за которых ты стал богат или нищ: как за грехи стяжательства и неправедного приобретения, приведшие тебя к богатству, так и за грехи нерадения и лени, приведшие тебя к нищете…

Для социалистов же, которые не верили в Бога, не верили в воздаяние за грехи, не могло быть и равенства людей перед Богом. В этом и состоит заблуждение социализма: подменить духовное равенство – равенством материальным, попытаться построить «царство небесное на земле» – но без Бога, одним человеческим разумением… В том, что это невозможно, я думаю, мы все убедились неоднократно…

Понадобилось более семидесяти лет, чтобы у людей наступило отрезвление, чтобы стала очевидной вся несостоятельность, вся пагубность этого «лжеименного знания». До сих пор еще не до конца оценены те трагические последствия, которые имел для России, для нравственного здоровья народа этот период социалистического богоборчества.

Почему же, несмотря на всю пагубность и деструктивность социалистической идеологии, советский период отмечен не только одними темными страницами, но и многими объективными достижениями?

Одна причина уже названа – это то, что социалистическая идеология, пусть и в извращенном виде, но вобрала и использовала те Христианские ценности, которые веками Церковь культивировала в русском народе: коллективизма, взаимопомощи, нестяжательства, труда, жертвенности. Если бы это было не так, то социализм не был бы так популярен, так привлекателен для многих: одним насилием то, что социалистический строй в России существовал более семи десятилетий, объяснить невозможно. Более того, именно тогда, когда советские руководители и идеологи стали понемногу отходить от этих заимствованных у Христианства ценностей, когда стали, декларируя их на словах, на деле подменять их ценностями материального накопительства, комфорта, когда цинично провозглашалось одно, а на деле происходило другое, тогда в советской системе и началась та эрозия, которая привела, в конечно итоге, к ее развалу.

Но была и вторая причина, и она, думается, была более важной. Какие бы гонения не испытывала в советское время Православная Церковь, она, все же, смогла сохраниться, смогла продолжать свое служение. Растерзанная, униженная, жестко контролируемая атеистической властью, но укрепляемая Благодатью Божией, она продолжала молиться за Россию, за то, чтобы Господь, по неизреченной Его милости, не дал нашему народу погибнуть. И это бессознательно чувствовала даже сама богоборческая власть: когда после нападения фашистской Германии, наша страна оказалась буквально на грани гибели, советские вожди в корне пересмотрели свою политику в отношении Церкви, прекратили массовые репрессии в отношении к ней: только бы Церковь молилась о победе, только бы поднимала дух патриотизма среди народа!

Да, в советский период Православная Церковь понесла колоссальные потери: и людские, и материальные, и интеллектуальные, и этот урон мы ощущаем по сей день. Но одновременно произошло своего рода очищение Церкви, ее возвращение к первоистокам, к идеалам раннего Христианства, от которых она слишком далеко отошла в синодальный, послепетровский период своей истории. Русская Церковь очистилась от самодовольной успокоенности, от неимоверной бюрократии, которая опутывала в ту эпоху все ее части, от сословной замкнутости, когда священнослужителями могли стать фактически только дети священников и диаконов… Так что революция стала не только великим несчастьем для Церкви, но и моментом ее возрождения, ее славы. Как передавал святой первоверховный апостол Павел слова, сказанные ему Господом: Сила Моя совершается в немощи (2Кор.12,9). Большевики полагали, что достаточно будет лишить Церковь государственной поддержки, изъять у нее все ценности, казнить или посадить в тюрьмы большую часть Ее служителей, закрыть или взорвать храмы и обители, развернуть повсеместно атеистическую пропаганду, как Церковь не устоит, обрушится, исчезнет… Но случилось обратное. Именно в самые лютые годы гонений Церковь, униженная, обворованная, обескровленная, явила в лице своих исповедников и новомучеников такую силу духа, такой героизм, какой история не знала со времен преследования Христиан язычниками, в лице римских императоров, их наместников и языческих жрецов. И не только исповедники и мученики спасли Церковь, но тысячи и тысячи православных христиан, которые продолжали, несмотря на атеистический гнет, молиться, ходить в храм и строить свою жизнь по Заповедям Христовым. Благодаря их каждодневному, порой незаметному подвигу Церковь смогла пережить мрачную годину репрессий и притеснений.

Сегодня, изучая историю нашей Церкви последнего столетия, мы должны предельно объективно и непредвзято оценивать ее основные вехи, видеть во всем – даже в самых трагических ее страницах – отсвет Божественного Промысла, а не случайную игру исторических сил. Через три года, в 2020 году, наша Омская Епархия готовится отмечать 125-летие со дня своего основания, и хочется надеяться, что к этому значительному юбилею будут подготовлены исторические труды, правдиво освещающие разные периоды истории Православия в Омском Прииртышье, в том числе – и в советский период. И наши нынешние Рождественские чтения, в работе которых принимают участие многие историки, краеведы, религиоведы, должны стать важным этапом в этой непростой, но необходимой работе – изучения, сохранения и популяризации нашей истории, нашего прошлого, без чего невозможны – ни понимание современных процессов, происходящих в России, ни уверенное движение в будущее.

Позвольте поздравить Вас с радостным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа и наступившим по гражданскому календарю Новым годом. Желаю, чтобы, по милости Божией, наступивший год был спокойным и счастливым. Да будет он наполнен нашим мирным и созидательным трудом на благо России.

Благодарю за внимание.