Новости Омской митрополии

31 Мая 2016

 30 мая 2016 года в Успенском кафедральном соборе при стечении большого количества духовенства и верующих состоялось отпевание митрополита Феодосия (Процюка). Затем гроб с телом владыки перевезли в Ачаирский Крестовый женский монастырь – один из трёх монастырей, созданных по благословению владыки в девяностые годы.

Утром 28 мая на 90-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу находившийся на покое один из старейших иерархов Русской Православной Церкви митрополит Феодосий (Процюк), возглавлявший Омскую кафедру  в течение 25 лет.

Так пишет о митрополите Феодосии Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем соболезновании, текст которого был зачитан в день прощания с омским архипастырем:

«Со скорбью воспринял известие о кончине старейшего архиерея Московского Патриархата ? Преосвященного митрополита Феодосия, на протяжении многих лет несшего попечение об устроении церковной жизни на Омской земле.

Призванный Священноначалием к совершению епископского делания, он принял управление над Черниговской епархией, впоследствии служил на Полтавской и Черновицкой кафедрах, много лет возглавлял Смоленскую епархию, затем Берлинскую и Омскую. На сибирской земле прошли последние годы Высокопреосвященнейшего митрополита Феодосия. Здесь при его архипастырском начальстве немало было сделано для воссоздания некогда порушенных и возведения новых храмов, для умножения числа духовенства, для организации доброжелательного диалога с представителями светского общества.

Всемилостивый Господь, победивший смерть и сокрушивший верии вечные, да упокоит новопреставленного во обителях небесных, идеже несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Из 70 лет священнослужения владыки Феодосия, 53 года прошли в архиерейском сане. Митрополит Омский и Тарский Феодосий возглавил Омскую епархию 29 июля 1986 года, в трудные годы неверия, став просветителем  и храмостроителем омского Прииртышья, впервые в истории епархии получив звание митрополита.

Епископ Калачинский и Муромцевский Пётр:

   – Сегодня мы провожаем в последний путь дорогого нашего владыку митрополита Феодосия. Он четверть века являлся правящим архиереем Омской епархии. Русская Православная Церковь потеряла старейшего своего архиерея, который соединяет многие поколения двадцатого века, но для нас это приобретение, потому что мы теперь имеем небесного своего молитвенника. Церковь учит своих духовных чад о том, что смерти нет. Действительно, смерть это некое таинство, открывающее нам дорогу в Царствие Небесное. Вот именно таким образом владыка преподавал нам отношение к этому таинству. И сегодня душа владыки тоже может воспеть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему». Человек, уходя из этого мира, оставляет следы. Владыка Феодосий оставил множество следов и духовных и материальных. Прежде всего, этот храм. Это его молитвы, это его труды. Мы сегодня прощаемся со своим духовным отцом, и владыка Владимир высказывает соболезнование особенно тем, кто был рукоположен им. Это большинство священников, которые здесь находятся. Они родились в руках владыки Феодосия, поэтому сегодня мы прощаемся со своим духовным отцом.

С приходом митрополита Феодосия на Омскую кафедру начался период духовного возрождения епархии, в течение которого число храмов и часовен в Омской области выросло с 6 до 150. Благодаря ему в Омске был восстановлен Успенский кафедральный собор –  жемчужина российского зодчества. В этом соборе и проходило прощание с владыкой 29 мая, всю ночь и утро.

– Большая утрата для всего Омска, для всего православного люда и для каждой семьи, – говорит Татьяна Филоненко, певчая. – Как будто похоронили одного из членов семьи. Настолько это больно.

Вспоминает епископ Исилькульский и Тарский Савватий:

– Когда владыка Феодосий пришёл на кафедру, то в Омской области было только 4 храма и 6 священников. Сейчас сотни храмов и сотни священников. До миллиона людей называют себя православными и это как бы некое второе крещение. Мы знаем, что нынешнее время Святейший Патриарх уподобляет второму Крещению Руси. Первое крещение Руси мы связываем с именем равноапостольного князя Владимира.  Второе крещение омской земли мы связываем нераздельно с именем митрополита Феодосия. Он наш отец, он наш владыка. Мы его чада, мы его ведомые.

Мы с вами знаем, что он не учил, не руководил, а просто «рождал» нас во спасение. Он просто нас любил и «в родах» имел страдания, и мы с вами имели страдания. Но когда рождались во Христе и Боге, мы забывали о своих страданиях от радости, и только эта радость помнится нам в совместном служении. Митрополит Феодосий жил в те времена, когда вера Христова была гонима, и все доставляло страдания. Хуление веры Христовой препятствовало распространению веры, препятствовало всякому Божьему делу. И если мы сегодня хвалим его житие, то, по слову Иоанна Златоуста, должны не только делать это устами, но и своей жизнью. Ибо, если мы устами хвалим, а делами не подражаем, то мы как бы устами хвалим, а делами хулим.

После заупокойной  литии у гроба владыки наступило время прощальных слов, полных признания его заслуг:

– Он всегда выстраивал конструктивные отношения с властью, никогда не было разногласия с другими конфессиями, - сказал Виктор Назаров, губернатор Омской области. – Всё это он делал ради мира и ради покоя в нашем регионе. По его инициативе строились и восстанавливались храмы. Возвращались эти храмы в лоно Церкви. Был построен Ачаирский монастырь. Он делал всё для того, чтобы в Омском регионе был мир и порядок. Я хочу сказать, что мы вечно будем помнить о нём, о его заслугах, о том, что он сделал для Омской области. Вечная ему память. Он всегда останется в наших сердцах.

Леонид Полежаев, экс-губернатор Омской области:

- Закончил свой земной путь митрополит Феодосий, закончилось его служение Христово. Мы ещё сейчас, может быть, не совсем понимаем ту степень утраты, которую понесли не только верующие, которых он привёл за годы своего служения в лоно Церкви. Осиротели все люди, люди разных вероисповеданий, разных культур, разных пониманий целей … Эта потеря будет сказываться ещё многие годы. И чем дальше время будет отодвигать события его жизни, время его Христова служения, тем большего достоинства будет получать от людей оценка его земного пути. Мы в одно время прибыли в Омск. Более четверти века назад мы с ним поднимали поклонный крест в этой степи на месте старого женского монастыря, на месте затем поруганной земли и вот эта святыня Ачаирский монастырь снова обрел жизнь. В нём и будет продолжаться жизнь митрополита Феодосия. Он родился в семье священника, он получил воспитание, он получил образование, он получил настроение вечного служения делу, Богу, Церкви, к чему его призывала не только семья, но и его душа. Не лучшие годы были, но в эти годы и богоборчество и, наконец, признание веры в жизни человека. Сложился его образ, образ пастыря, слову которого верили люди. Да будет вечная его память и служение здесь, на нашей омской земле. Бог милостив, он обретает своё место в стенах этого монастыря, Успенского собора, где будет твориться вечная молитва. И пусть Господь хранит его покой и вечную память.

По прижизненному желанию почившего местом его упокоения стала крипта нижнего придела Успенского собора Ачаирского Крестового женского монастыря, посвященного памяти почивших  соотечественников, стяжавших венец славы верностью истинам Православия.

– У него можно было поучиться и методам работы учительства, потому что это был дипломат, и даже если он укорял, то это было мягко, с любовью, где-то даже с шутками, – вспоминаетЕлена Полежаева, главный специалист Министерства образования Омской области. – Для того, чтобы союз между Церковью и образованием укрепился, было сделано очень много с его стороны. Он умел находить простые искренние слова и для детей детских домов и для детей обычных школ и для родителей, воспитывающих детей. Сейчас я только начинаю понимать, что, действительно, утратили человека, который за нас молился в этой жизни, но будет молиться, наверное, в жизни уже иной. Он ведь у нас участвовал во многих мероприятиях – это и семинары и фестивали. И благодаря этому учительство подтянулось и оно начало понимать, что кроме светской педагогики есть еще другая педагогика – православная, и нужно искать точки соприкосновения одной педагогики с другой, потому что они взаимодействуют и взаимодополняют друг друга.

Несомненно, что любовь к владыке Феодосию, которую он стяжал своими трудами на ниве Христовой, будет и дальше жить в сердцах всех его духовных чад – продолжателей его веры и дел.