Новости Омской митрополии

1 Февраля 2016
Слово митрополита Омского и Таврического Владимира на начало Великого поста

Слово в день памяти преподобного Макария Великого, Египетского
(19 января/1 февраля)

Блаженную жизнь скончав в житии

с мученическими лики,

в земли кротких достойно водворяешися,

богоносне Макарие,

и пустыню, якоже град, населив,

благодать приял еси от Бога чудес…

(из кондака преподобному Макарию Великому).

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры!

Сегодня мы празднуем память преподобного Макария Великого, одного из величайших подвижников и основоположников православного монашества и отшельничества.

Преподобный Макарий Египетский родился в Нижнем Египте, в селении Птинапор. Родители его, священник Авраам и Сарра, долгие годы не имели детей. Они были людьми благочестивыми и украшали свою жизнь молитвами, постом, щедрой милостыней, странноприимством и многими другими добродетелями, не переставая также молиться и о даровании им чада. И Господь услышал мольбы Своих верных рабов: Сарра забеременела и в положенный срок родила сына, которого счастливые родители назвали Макарием. Имя это с греческого языка на русский переводится «блаженный, счастливый». Рождение Макария было поистине чудом, так как супруги были уже в возрасте, и никто, кроме них самих, уже не верил, что у них могут быть дети.

Авраам и Сарра воспитали сына в благочестии и любви ко Христу. С ранних лет Макарий мечтал о том, чтобы полностью посвятить свою жизнь служению Богу.

Вскоре после того, как Макарий достиг совершеннолетия, оба его родителя один за другим покинули этот мир: ведь возраста они были уже преклонного. С честью похоронив любимых родителей, юноша раздал все свое наследство бедным в память почивших и стал готовиться к иноческой жизни: ведь в миру его больше ничто не держало.

Впрочем, юноша не стал самовольно и самонадеянно вступать на славный, но полный опасностей иноческий путь. Он понимал, что ему необходим духовный наставник, который ввел бы его в монашество и руководил бы его первыми шагами на этой стезе. И такого наставника Макарий вскоре обрел. Недалеко от селения Птинапор, в пустынном месте, проживал в то время один праведный старец. К нему и пришел Макарий, чтобы всецело предаться давно желаемому им служению Господу. Старец с любовью принял смиренного юношу, показал ему начатки безмолвного иноческого жития и обучил его обычному иноческому рукоделью – плетению корзин. При этом старец устроил для Макария отдельную келию недалеко от своей, ибо сам любил в уединении служить Господу. Так Макарий, с помощью Божией, начал день ото дня преуспевать в иноческих подвигах.

Спустя некоторое время в селение Птинапор случилось придти местному епископу, и он, узнав от жителей селения о подвигах монаха Макария, призвал его к себе и, против его желания, хотел поставить клириком местного храма. Но святой Макарий, тяготясь должностью клирика, которая нарушила бы его безмолвное житие, убежал оттуда и поселился в пустынном месте около другого селения.

Враг рода человеческого – диавол – распаляясь злобой при виде подвигов Макария, неоднократо пытался помешать ему, заставить покинуть пустыню. Лукавый всячески нападал на подвижника, иногда внушая ему греховные помыслы, иногда же нападая на него в образе разных страшилищ. Когда Макарий бодрствовал ночью, стоя на молитве, диавол до самого основания потрясал его келию, а иногда, превратившись в змея, ползал по земле и с яростью устремлялся на святого. Но святой Макарий ограждал себя молитвой ко Господу и Крестным знамением, и все козни диавола были бессильны против него.

Тогда диавол изобрел против подвижника новую хитрость. Один из жителей того селения, близ которого подвизался Макарий, имел дочь, которая согрешила с неким юношей из того же села, забеременела от него и, боясь, что отец может в гневе убить ее поклонника, указала на Макария как на отца своего будущего ребенка, солгав, что монах изнасиловал ее. Несомненно, эта ложь была внушена ей диаволом, желавшим опорочить подвижника.

Разгневанные родители, собрав всех своих родственников, бросились к келии Макария и, схватив его, с бранью и побоями потащили в село, где принялись избивать ногами, крича, что тот осквернил невинную девушку.

Казалось бы, Макарий должен был бы протестовать, кричать, оправдываться. Возможно, он даже смог бы доказать свою невиновность, приведя в свидетели хотя бы своего старца. Но подвижник не сделал этого. Он понимал, что в этом случае гнев родственников может обратиться на молодую женщину, и пожалел ее – пожалел, несмотря даже на то, что та его оклеветала. Поистине, в душе Макария жила любовь Христова, забывающая о себе ради другого.

Родственники клеветницы избили Макария до полусмерти, но и после этого не отпустили его. Родители беременной потребовали, чтобы монах обязался кормить их дочь и якобы прижитого им с ней ребенка. И подвижник, движимый христианской любовью, согласился на это.

Едва оправившись от нанесенных ему ран, Макарий стал усиленнее трудиться над своим рукоделием, говоря сам себе так: «Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, и посему тебе необходимо работать день и ночь, дабы доставлять им необходимое пропитание».

Делая корзины, он продавал их, а вырученные деньги отсылал на прокормление своей мнимой жене. Когда же ей наступило время рожать, она долго не могла разрешиться от бремени и страдала многие дни и ночи. При виде таких мучений, страдали вместе с нею и родители ее.

Понимая, что трудные роды – праведный суд Божий за то, что она оклеветала невинного человека, женщина решилась открыть правду. «О, горе мне окаянной!» – воскликнула она. «Я достойна ужасного наказания за то, что оклеветала праведника, сказав, что он виновник моего падения. Не он виновник сего!». И тут же назвала имя настоящего отца ребенка. После этого признания она счастливо разрешилась от бремени.

Весть о происшедшем разнеслась по селению, и все жители его, от мала до велика, были объяты стыдом, потому что столь долгое время всячески поносили невиновного подвижника. В слезах отправились они просить прощения у Макария. Он же, понимая, что с этих пор презрение может смениться почитанием, и, желая избежать этого, покинул свою келию и удалился в места, где никто его не знал.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Не правда ли, эта удивительная история из жизни подвижника – прекрасный пример того, почему никогда нельзя осуждать человека, даже если его грех кажется нам очевидным? Ведь и в нашей жизни нередки ситуации, когда мнимого грешника кто-то оклеветал, или когда мы просто не знаем всей ситуации… Постараемся же не осуждать никого, чтобы и нам не оказаться в том положении, в каком оказались жители египетского селения! Жгучий стыд потом долго будет преследовать нас, хотя невинно презираемый нами, возможно, сразу простит нас, как сделал это преподобный Макарий…

Прожив три года в пещере, в полном уединении, Макарий отправился к преподобному Антонию Великому, знаменитому своими подвигами и добродетелями монаху-пустыннику. Макарий уже давно слышал о нем, еще тогда, когда жил в миру, и сильно желал его видеть. Принятый с любовью преподобным Антонием, Макарий стал его учеником и прожил у него в течение долгого времени, получая наставления для совершенной добродетельной жизни и стараясь во всем подражать своему старцу. Потом, по совету преподобного Антония, Макарий удалился для уединенной жизни в пустыню, где он так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих братий и получил от них название «юноша-старец», так как, несмотря на молодость свою, достиг немалых духовных высот.

Казалось бы, Макарий должен был возгордиться – разве не наблюдаем мы подобные примеры в изобилии вокруг нас, когда молодые монахи и священники начинают превозноситься своим положением и мнимыми подвигами и действительно начинают вести себя, как опытные старцы, с важностью поучая приходящих к ним мирян? Но Макарий, в отличие от подобных «младостарцев», был истинным монахом и подвижником: он видел себя таким, каким был на самом деле, признавал свою неопытность и не возносился, а лишь все более и более смирялся. И смирение его было так велико, что побеждало демонов.

Так, однажды Макарий набрал в пустыне много пальмовых ветвей для плетения корзин и нес их в свою келию. На пути его встретил диавол с серпом и хотел ударить святого, но не мог. Тогда он сказал подвижнику: «Макарий! Из-за тебя я терплю великую скорбь, потому что не в состоянии победить тебя. Вот и я все, что делаешь ты, делаю. Ты постишься, ничего вовсе не ем и я; ты бодрствуешь, и я никогда не сплю. Одно, впрочем, есть, в чем ты превосходишь меня».

«Что это такое?» – спросил его преподобный.

«Смирение твое, – отвечал диавол, – вот почему я и не могу бороться с тобою».

И вновь, дорогие отцы, братья и сестры – какой замечательный духовный урок для всех нас! Очень часто мы думаем, что посты, многочасовые службы, коленопреклоненные молитвы сами по себе способны ввести нас в Царствие Божие. Но мы забываем о том, что все это – даже молитва – всего лишь средства, а цель – преображение наших сердец. Если этого преображения не произойдет, мы будем подобны демону из изложенной истории, и не будет нам в том никакой пользы. Если же сердца наши хоть немного подвигнутся в сторону любви Христовой, в сторону христианского смирения – мы вслед за преподобным Макарием вступим на путь в Царствие Божие.

Когда преподобному Макарию исполнилось сорок лет, он получил от Бога дар чудотворения, пророчества и власть над нечистыми духами. В то же время он был посвящен в сан пресвитера и назначен аввой, то есть настоятелем иноков, проживающих в скиту.

К преподобному Макарию приходило много разных людей – одни просили его молитв, благословения и отеческого наставления, другие желали исцелиться от своих недугов. Из-за такого множества приходившего к нему народа Макарий почти не имел времени, чтобы в уединении предаваться богомыслию. Поэтому преподобному пришлось выкопать под своей келией глубокую пещеру, куда и стал он скрываться от постоянно приходящих к нему и нарушающих его богомыслие и молитву.

Немалых духовных высот достиг Макарий – и порой его все же навещали искусительные мысли о том, что, пожалуй, немного найдется в пустыне подобных ему подвижников, а также и о том, что монахи выше мирян, – разве могли миряне, живя своей обычной жизнью, достичь того же? И Господь, видя, в какой опасности находится Его верный раб, решил показать ему тех, кто превзошел его.

Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе».

Получив такое откровение, преподобный пошел в город. Найдя там дом, где жили указанные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из тех женщин вышла на стук и, увидав преподобного, с великой радостью приняла его в свой дом. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: «Ради вас я пришел сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая».

Женщины немало удивились: они были обычными замужними горожанками, их жизнь ничем не отличалась от жизни тысяч других таких же женщин. Какие же особенные добрые дела, достойные внимания великого подвижника-пустынника, могли найтись у них?

Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему образ своей жизни. Тогда женщины сказали: «Мы не были родственницами между собой прежде, но потом мы вышли замуж за двух родных братьев, и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе, в одном доме. Во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой».

Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине Бог не ищет ни девы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого, желающего спастись!».

Получив столь важный урок кротости и смирения, преподобный удалился обратно в пустыню.

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Нередко приходится всречаться с заблуждением, что в семье якобы невозможно вести добродетельную жизнь, и часто слышишь, как отцы или матери семейств вслух мечтают о монастыре, где они бы «зажили настоящей духовной жизнью». Заблуждение это поистине гибельное, разрушающее семьи и не имеющее ничего общего с истиной. У каждого человека – свой путь к Богу, и спасаться нужно там, куда тебя поставил Господь. Просиять святостью можно и в семье, погубить свою душу можно и в монастыре. Ни место, ни сан, ни статус имеют значение для спасения, но – стремление человеческой души, ее доброе произволение, добрая воля, обращенная к Богу. История двух женщин, превзошедших в добродетели самого Макария Великого – яркий тому пример.

К преподобному Макарию отовсюду приходило множество народа: одни ради душевной пользы, чтобы получить от него наставления, другие для исцеления от телесных недугов, – поэтому Макарий озаботился построением гостиницы, где бы могли находить приют странники и больные. Каждый день он имел обычай исцелять одного болящего, помазуя его святым елеем и совершенно здоровым отпуская домой. Так поступал преподобный, с той мудрой целью, чтобы другие болящие, не сразу им исцеленные, проживали у него некоторое время, и тем получали врачевание не только тела, но и души, внимая в это время его поучениям.

Преподобный Макарий строго держался православного учения и даже претерпел за верность Православию гонения от ариан при императоре-еретике Валенте. Осуждая гибельное еретическое учение, так же как и язычество, он в то же время продолжал искренне любить и жалеть самих заблудших еретиков и язычников, желая им спастись. Характерен следующий случай из жития преподобного.

Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Ученик обогнал преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок, преисполнившись, как ему казалось, праведного гнева против служителя демонов, закричал: «Слышишь ли, слышишь ли, ты, демон! Куда ты идешь?».

Жрец остановился и сильно побил инока, так, что тот едва остался жив. Жрец же пошел дальше со своим бревном. Спустя немного времени ему встретился преподобный Макарий, который приветствовал его такими словами: «Спасайся, трудолюбец, спасайся!».

Удивленный, жрец остановился и спросил преподобного: «Что хорошего ты, христианин, усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?».

«Я вижу, что ты трудишься», – отвечал преподобный.

Тогда жрец сказал: «Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти».

И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: «Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в Христианство и не сделаешь иноком».

И он пошел вместе со святым Макарием. Впоследствии жрец действительно принял святое Крещение, стал монахом, и обратил ко Христу множество своих бывших единоверцев. А преподобный Макарий дал по этому случаю такое наставление братии: «Злое слово и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми».

И вновь удивительный пример для нас, отцы, братья и сестры! Ведь и мы видим вокруг нас много нечестия, множество людей, поклоняющихся бесам явно – например, колдуя, обращаясь к гадалкам, гороскопам – или же неявно, принимая за норму жизни смертные грехи, такие как блуд, воровство, убийство. Несомненно, все это возмущает нас, да и не может не возмущать. Но, к сожалению, слишком часто мы в своем возмущении не отделяем грех от грешника и начинаем ненавидеть самих грешащих ближних вместо того, чтобы пожалеть их, как жалеем страждущих телесными болезнями, помолиться за них и попытаться что-то сделать, чтобы помочь им прозреть. Мы слишком часто обличаем без любви, – а такие обличения никогда не достигнут цели, потому что основаны не на законе Христовом – законе Любви, – но на греховном чувстве ненависти. Будем же пытаться увидеть в грешнике, прежде всего, человека, такого же, как мы сами – и, быть может, тогда наша проповедь – и, главное, наша христианская жизнь – также будет обращать сердца ко Христу, как обратили жреца несколько слов преподобного Макария, сказанные с любовью.

Преподобный давал братии немало духовных наставлений, многие из которых важны не только для монахов, но и для всех православных христиан. Так, например, о молитве Макарий говорил следующее: «Для молитвы не требуется многоглаголания, но надобно воздевать свои руки горе и говорить: Господи! как Ты желаешь и как Ты Сам знаешь, помилуй меня. Если же враг воздвигнет в душе греховную брань, надлежит только произносить: Господи, помилуй. Господь знает, что для нас полезно и сотворит нам милость».

Необходимо, однако, отметить, что и молитву, и пост, и аскезу, и труд и все иные добродетели Макарий Великий считал прежде всего средствами к достижению главной цели Христианской жизни – стяжанию Святого Духа. Вот что пишет святой Макарий о цели христианской жизни в своем «Послании»:

«Нужно, чтобы не только сам [христианин] был в Боге, но и Бог был в нем, как говорит Господь: иже будет во Мне, и Аз в нем (Ин.15,5)… Потому … все те, которые заботятся войти в род избран, в царское священие, в язык свят, в люди избранны (1Петр.2,9), удобно приемлют в себя действенность Животворящего Духа. Посему, просите и молитесь, чтобы и нам сподобиться … приступить к единообразной правоте жизни во Христе…».

В девятнадцатой беседе о спасении святой Макарий глаголет: «Кто хочет приступить к Господу, сподобиться вечной жизни, соделаться обителию Христовою, исполниться Духа Святого, чтобы прийти в состояние приносить плоды Духа, чисто и неукоризненно исполнять заповеди Христовы: тот должен начать тем, чтобы прежде всего крепко уверовать в Господа, и всецело предать себя вещаниям заповедей Его… И ему надлежит непрестанно пребывать в молитве, с верою, в чаянии Господа, всегда ожидая Его посещения и помощи… Подобно сему да приучает себя, сколько можно, быть милостивым, добрым, милосердым, благим, как говорит Господь: будите добры и благи, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк.6,36); и еще говорит: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите (Ин.14,15); и еще: подвизайтеся внити сквозе тесныя врата (Лк.13,23). Паче всего в незабвенной памяти, как образец, да содержит смирение Господа и жизнь Его, и кротость, и обращение с людьми, да пребывает в молитвах, всегда веруя и прося, чтобы Господь пришел и вселился в него, усовершал и укреплял его в исполнении всех заповедей Своих, и чтобы Сам Господь соделался обителию души его… <…> Но приступающему ко Господу надлежит, таким образом, прежде всего, даже против воли сердца, принуждать себя к добру, всегда с несомненною верою ожидая милости Господней; надлежит принуждать себя к любви, если кто не имеет любви; принуждать себя к кротости, если не имеет кротости; принуждать себя к тому, чтобы милосердым быть и иметь милостивое сердце … надлежит принуждать себя к молитве, если не имеет кто духовной молитвы. В таком случае, Бог, видя, что человек столько подвизается, и против воли сердца с усилием обуздывает себя, даст ему истинную духовную молитву, даст истинную любовь, истинную кротость, утробы щедрот, истинную доброту, и одним словом, исполнит его духовного плода… Каждому надлежит приневоливать и нудить себя, даже и против хотения сердца своего, как к молитве, так и к упованию, так и к смиренномудрию, так и к любви, так и к кротости, искренности и простосердечию… Тогда всякое упражнение в добродетели обращается для него как бы в природу; приходит, наконец, Господь, в нем пребывает, и он пребывает в Господе, и Cам Господь без труда творит в нем Свои собственные заповеди, исполняя его духовного плода. Если же кто принуждает себя к одной молитве … но не приневоливает, не нудит и не приучает себя таким же образом к прочим сказанным выше добродетелям; то … иногда благодать Божия приходит к нему, по его прошению и молению; потому что благ и милостив Бог, и просящим у Него дарует просимое ими; однако же, кто не имеет сказанных выше добродетелей, не приучил и не приуготовил себя к ним, тот, если и приемлет благодать, то утрачивает оную по приятии, и падает … потому что не предает себя от всего произволения исполнению заповедей Господних. Ибо обителью и упокоением Духу служат смиренномудрие, любовь, кротость и прочие Господни заповеди… <…> Посему и мы будем, даже против воли сердца, приневоливать и нудить себя к смиренномудрию, к кротости и любви, прося и умоляя Бога непрестанно с верою, надеждою и любовию в том чаянии и с тою мыслию, что пошлет Духа Своего в сердца наши, и тогда будем молиться и покланяться Богу Духом и истиною… И таким образом, когда исполним все заповеди Божии Духом Божиим, Который Один знает волю Господню, и когда Дух усовершит нас в Себе, и совершен будет в нас, очистившихся от всякой скверны и греховной нечистоты: тогда Дух души наши, подобно прекрасным невестам, представит Христу чистыми и неукоризненными; и мы будем упокоеваться в Боге, во царствии Его, и Бог почиет в нас бесконечные веки. Слава Его щедротам, милосердию и любви; потому что такой чести и славы сподобил род человеческий, сподобил людей быть сынами Отца Небесного, и наименовал их братьями Своими!».

Это вершина христианской подвижнической жизни, а каково, по святому Макарию, её начало? И это не скрыл от нас преподобный, ответив своему ученику Пафнутию на вопрос о том, как положить начаток пути ко спасению: «Никого не обижай, не клевещи ни на кого, – поступая так, спасешься».

В непрестанных иноческих трудах преподобный Макарий достиг весьма преклонного возраста: ему было уже девяносто семь лет от роду. Приближалось время отшествия подвижника в мир иной, что и было открыто ему Господом за девять дней до кончины. Святой Макарий призвал своих учеников и сказал им: «Чада! вот наступило время моего отшествия отсюда, а вас я передаю благости Божией. Итак, сохраняйте отеческие уставы и предания постников».

Возложив затем руки на учеников своих, преподав им наставления и помолившись за них, преподобный начал приготовляться к своей смерти. В назначенный день подвжнику явился херувим с множеством ангелов и сказал ему: «Восстань, последователь Господень, и перейди вместе с нами в вечную жизнь. Возведи окрест твои очи и посмотри, сколько послано Вседержителем бесплотных ликов святых, чтобы привести тебя к Нему. Взгляни: вот собор апостольский, вот сонм пророков, вот множество мучеников, лик святителей, постников, преподобных и праведных. Предай мне теперь свою душу, которую мне повелено было Богом охранять и во время ее земной жизни; освобожденную же от уз плотских, как бы некое великое сокровище, я с честью приму ее и, пройдя чрез супротивные силы, представлю к Божественному Владычному престолу, чтобы она вечно веселилась со всеми святыми, предстоящими престолу Божиему от начала мира».

После этих слов херувима преподобный Макарий простился со всеми бывшими при нем и помолился о них Богу. Возведя затем свои очи и простерши руки горе, он произнес: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!».

И с этими словами предал свою блаженную душу Господу…

Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Лучший способ почитания святых – подражать их жизни. Конечно, далеко не каждый способен повторить подвиги преподобного Макария Великого, да и сам по себе монашеский путь подходит не каждому. Но подражать следует не только и не столько внешнему, сколько внутреннему содержанию подвигов преподобного: его вере и безграничному упованию на Господа, его горячей любви к Богу и людям, его смирению, его незлобивости и готовности пожертвовать собой ради спасения ближнего. Будем же стараться уподобиться во всем этом преподобному отцу нашему Макарию, испрашивая в этом нелегком деле помощи Божией и молитвенного предстательства самого святого, восклицая вместе со всей Святой Православной Церковью: «Пустынный житель, и во плоти Ангел, и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления!».

Аминь.

Митрополит Омский и Таврический Владимир